Обсуждение изменений в законодательные акты, связанных с деятельностью объединений работодателей

Вопросы и комментарии направлять на e-mail: StrelkovVM@rspp.ru

Вопросы по 358 ФЗ

Изменились ли требования к правовым и организационным основам деятельности объединений работодателей?

Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об объединениях работодателей», направлены на установление более четких критериев их представительности и полномочий.

Нормы законы приведены в соответствие с положениями ратифицированной нашей страной Конвенции N 87 МОТ "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию"  о праве организаций работников и предпринимателей самостоятельно формулировать свои программы и определять сферу своих действий.

Установлен открытый перечень целей и задач объединений, а также открытый перечень организаций, во взаимоотношениях с которыми объединения представляют интересы своих членов.

Внесены изменения, уточняющие понятия и устанавливающие более четкие критерии представительности, которым должны отвечать общероссийские, межрегиональные, региональные, отраслевые, межотраслевые и территориальные объединения работодателей.

С учетом сложившейся практики, установлена возможность членства в объединениях работодателей иных некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций, некоммерческих партнерств, саморегулируемых организаций), что существенно расширит круг представляемых объединениями юридических и физических лиц - работодателей как ассоциированных членов объединений.

Предусматривается ли расширение прав и сферы деятельности объединений?

В целях повышения заинтересованности работодателей в создании объединений, вхождении в их состав внесены изменения по расширению прав и сферы действий объединений.

Установлено право объединений:

- вносить предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов не только по вопросам, связанным с регулированием социально-трудовых отношений, как было установлено действующей нормой ранее, но и в целом по вопросам, затрагивающим права и законные интересы работодателей;

- участвовать в разработке и (или) обсуждении проектов федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов;

- оспаривать любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы объединения работодателей (по аналогии с правом, предоставленным саморегулируемым организациям).  

В соответствии с принятыми изменениями расширяются права объединений работодателей  по осуществлению деятельности в сферах социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, профессионального образования, охраны здоровья работников на производстве, содействия занятости населения, социального страхования и иной направленной на решение социальных проблем и развитие гражданского общества деятельности.

 Законом «Об объединениях работодателей» объединения работодателей отнесены к социально  ориентированным некоммерческим организациям. Уточните понятие «социально ориентированная некоммерческая организация» и какие виды государственной поддержки могут оказываться этим организациям?

 Федеральным законом от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных указанным законом формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также  другие виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 настоящего закона. Организационно-правовая форма и вид деятельности объединений работодателей соответствуют требованиям указанного закона.

Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований.

Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Федеральным законом от 24.11.2014 года № 358-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено право на получение объединениями работодателей, как социально ориентированным некоммерческим организациям,  государственной поддержки в соответствии со статьей  31.1 п.2  Федерального закона «О некоммерческих организациях», включая предоставление работодателям, являющимся членами объединения работодателей, льгот по налогообложению в части их взносов в объединения работодателей.

Какие объединения работодателей могут относиться к общероссийским и общероссийским отраслевым (межотраслевым) объединениям работодателей?

В Федеральный закон «Об объединениях работодателей» внесены изменения, уточняющие понятия и устанавливающие более четкие критерии, которым должны соответствовать  объединения работодателей.

В новой редакции закона «Об объединениях работодателей» в Общероссийское объединение работодателей  должны входить не  менее чем три общероссийских  отраслевых (межотраслевых) объединения работодателей, а также региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие  свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации. Уставом общероссийского объединения работодателей может предусматриваться также членство в нем работодателей.

Общероссийское   отраслевое   (межотраслевое)   объединение работодателей -  объединение,  в  которое  входят  работодатели   отрасли  (отраслей)  или  вида  (видов)  экономической  деятельности,  которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с  которыми  состоит  в   трудовых отношениях не менее половины общего числа  работников  этой  же   отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности.

Кроме того, в соответствии с новой редакций закона «Об объединениях работодателей» уставом общероссийского отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей может быть предусмотрено членство в нем соответствующих межрегиональных отраслевых  (межотраслевых)  объединений работодателей, региональных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.

Общероссийским и общероссийским отраслевым (межотраслевым) объединениям работодателей  в соответствии с подпунктом 6 пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 12 01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предоставлена возможность использования в своих наименованиях слов «Россия» и «Российская Федерация», а также слов, производных от этого наименования,  без специального разрешения уполномоченного государственного органа. Это право введено Федеральным законом от 24.11.2014 года № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Может ли быть приостановлено действие соглашения в связи с экономическими причинами?

Федеральным законом от 24.11.2014 года № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в  статью 48 Трудового Кодекса Российской Федерации внесено дополнение, предусматривающее возможность временной приостановки действия отдельных положений соглашения в отношении конкретного работодателя, если реализация этих положений невозможна по причинам экономического, технологического или организационного характера. Данная норма  может быть реализована, если она предусмотрена указанным соглашением.

В  случае   невозможности реализации по вышеуказанным причинам отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган) вправе обратиться в письменной форме к  сторонам  соглашения  с  мотивированным  предложением о  временном приостановлении действия  отдельных  положений  соглашения в отношении данного работодателя. Стороны  рассматривают  это  предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении  действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

 В каких случаях  региональное  объединение работодателей имеет  право на коллективные переговоры и заключение регионального отраслевого соглашения?

Федеральным законом от 27.11.2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (пункт 4.1 части первой статьи 13) предусмотрено, что в случаях отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия по проведению коллективных переговоров,  заключению или изменению соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей.

Также ими реализуются полномочия по разрешению  коллективных  трудовых  споров по поводу заключения или изменения этих соглашений, полномочия при формировании и осуществлении деятельности  соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых   отношений.

Указанные объединения работодателей могут осуществлять эти полномочия, если состав их членов отвечает требованиям, установленным Федеральным законом «Об объединениях работодателей» для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Каковы цели создания государственного реестра объединений работодателей и членов объединений работодателей?

Федеральный закон «Об объединениях работодателей» предусматривает  ведение государственного реестра объединений работодателей и вменяет в обязанность объединений работодателей вести реестр своих членов, что позволит более четко определять представительность объединений, их соответствие критериям того или иного вида объединений работодателей.

Сведения о прошедшем государственную регистрацию объединении работодателей вносятся в государственный реестр объединений работодателей на основании заявления объединения работодателей. Порядок ведения государственного реестра объединений работодателей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Объединение работодателей обязано представить сведения об объединении работодателей для их внесения в государственный реестр объединений работодателей в течение не более шести месяцев с момента государственной регистрации данного объединения работодателей в качестве юридического лица.

Некоммерческие организации, не внесенные в соответствии с настоящим Федеральным  законом  в  государственный  реестр  объединений работодателей, не вправе использовать в своем наименовании слова "объединение работодателей" и образованные на их основе словосочетания.