В промышленности есть спрос на дизайн со смыслом

11 ноября
Российская газета

В этом году в России прошло сразу четыре конкурса промышленного дизайна. По итогам выявлено, что промышленники не всегда могут корректно сформулировать техническое задание, а дизайнерам не всегда хватает знаний для конструктивных решений. Совместная работа поможет российским промышленным изделиям и решениям выйти на мировой рынок.

Исторически, главным ограничением российских технологий было практически полное отсутствие дизайна. При том, что Россия была лидером во высокотехнологических отраслях промышленности, сами предметы не получили своего широкого применения и распространения как раз из-за отсутствия привлекательного дизайна. Сейчас российская промышленность заинтересована не только в создании высокотехнологических изделий, но и привлекательного визуального образа для них. В этом году в России прошло сразу четыре конкурса промышленного дизайна, заказчиками которых стали как крупные промышленные компании и госкорпорации, так и небольшие производители мелких бытовых предметов быта и интерьера.

«Сейчас Россия может стать во главе тенденции когда потребление станет осмысленным. Это возможно тогда, когда мы понимаем, считываем с визуальной картинки осмысленность этого предмета. Если на уровне государства и крупных производителей будет формироваться запрос на осмысленный дизайн более мелкие производители подтянутся», - сказала управляющий директор управления корпоративных и внешних коммуникаций - руководитель пресс-службы РСПП Анна Ляцу в ходе фестиваля промышленного дизайна DESIGN ACT.

Существует культурологическая проблема недооценки и непонимания роли промышленного дизайна. «Мы заказчику должны предложить продукт, который будет коммерчески прибыльным. Мы не можем предложить ему проект просто красивый», - подчеркивает директор департамента взаимодействия с органами государственной власти и связей с общественностью ОСК Никита Пичугин.

Классический пример русского промышленного дизайна - это ледокол. «Ледокол - это такая же специфическая русская вещь как самовар. Конструктивные особенности судна задают для дизайнера очень непростую задачу. 200 лет назад предприниматель Бриднев, придумал технологию ледокольного носа. Он придумал, что это должна быть яйцеобразная конструкция, которая не будет не резать не пилить лед, как это предлагал Ломоносов, а накатываться на него и продавливать собственным весом. Это была совершенно российская технология, которая облеклась в дизайн-форму», - приводит пример русского дизайна директор департамента взаимодействия с органами государственной власти и связей с общественностью ОСК Никита Пичугин.

Государству и бизнесу необходимо развивать промдизайн, создавать мощную научную школу, чтобы делать не просто красивые, но практичные и удобные технологически продуманные изделия. В первую очередь в таких отраслях как строительство спутников, ракетоносителей, пилотируемой космонавтике и двигателестроении как в авиации так и в космонавтике, в авиастроении, судостроении, вертолетостроении. «В современном общество видно, что предмет не обладающий достаточным количеством смыслом перестает быть интересным», - определила запрос промышленности на дизайн Анна Ляцу.

Вместе со спросом на промдизайн появился запрос и на соответствующих специалистов. «Промышленности нужны дизайнеры! У молодежи есть уникальная возможность быть востребованными в государственных и частных компаниях потому что конкуренция уменьшилась, западные специалисты выехали», - отметил еще один аспект депутат Госдумы РФ, ответственный секретарь Бюро Высшего Совета «Единой России» Денис Кравченко.

Удовлетворить запрос промышленности на дизайн, найти новое прочтение российским технологиям призваны конкурсы промышленного дизайна. В этом году их было четыре. «Конкурсы должны идти в учебный год, это первое. Второе, мы тесно сотрудничали с вузами и министерством образования, но самым эффективным оказался частный контакт, когда ногами приходишь и общаешься со студентами - это нужно учитывать. Третье, призы должны быть денежными грантами - на это больше ведется. Технические задания госкорпораций должны сопровождаться образовательными сессиями, потому что например, дизайн космического скафандра это очень сложное задание для студентов. Пусть техническое задание будет проще, но итог будет рабочим», - подвела итоги Алсу Хайрутдинова, продюсер и директор фестиваля DESIGN ACT. По ее мнению, если промдизайн сделать модным, то мы увидим совершенно другие изменения. «Если дать понять участникам конкурсов, что своими идеями они участвуют в формировании новой системы ценностей в масштабах страны, это само по себе тоже будет привлекать участников. Техническое задание должно содержать тот смысл, который этот предмет должен нести», - уверена Анна Ляцу.

Поделитесь