ВТО
Описание
Документы
Аналитика

Всемирная торговая организация


22 августа 2012 г. Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации, хотя программа адаптации российской экономики к функционированию в условиях ВТО во многом не выполнена. В этой связи обеспечить эффективность механизмов защиты интересов российского бизнеса в условиях членства России в ВТО и реализации мер по поддержке уязвимых секторов. Бизнесу принципиально важно вести открытый и откровенный диалог с Правительством РФ по чувствительным вопросам, связанным с вступлением в силу основных соглашений в ВТО, напрямую влияющих на экономические стратегии целых отраслей. Важное значение имеет дальнейшее развитие сотрудничества с Министерством экономического развития РФ при формировании позиций России к заседаниям Комитетов ВТО.

Обзоры торговой политики стран-членов ВТО
Для учета интересов российского делового сообщества в ходе подготовки позиции российской стороны к обзорам торговой политики стран-членов ВТО в случае заинтересованности просим представить комментарии относительно торговых режимов стран-членов ВТО.  Особое внимание просим уделить информации о существующих барьерах в торгово-экономических отношениях между Россией и странами-членами ВТО.

Предложения и вопросы следует направлять Управляющему директору РСПП по международному сотрудничеству Ларионовой Марине Владимировне по электронной почте LarionovaMV@rspp.ru.

Дополнительную информацию можно получить по телефону +7 495 663 04 04 добав. 1233.

Целью проводимых обзоров торговой политики стран-членов ВТО является содействие эффективному функционированию многосторонней торговой системы за счет повышения прозрачности торговой политики стран-членов ВТО. 

Все страны-члены ВТО проходят процедуру обзора торговой политики. Четыре страны с наибольшей долей в мировой торговле (в настоящий момент это Европейское сообщество, США, Япония и Китай) проходят процедуру каждые два года, следующие за ними 16 стран – каждые четыре года, остальные – каждые шесть лет. Более длительный период может быть определен для наименее развитых стран. 

Обзоры проводятся специальным органом (Trade Policy Review Body (TPRB)) на основании заявления страны-члена и доклада, подготовленного экономистами Департамента по обзорам торговой политики Секретариата ВТО

Доклады включают подробное описание торговой политики страны-члена, институты, определяющие торговую политику и макроэкономическую ситуацию. 

Подробная информация по обзорам на сайте ВТО
Направления работы

Направления работы:

  • оперативный мониторинг экономических событий переходного и первого этапов присоединения к ВТО, включая сбор, обобщение и первичный анализ материалов (в том числе по отраслям), с представлением результатов в Правительство РФ;
  • подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, направленных на компенсацию нежелательных последствий вступления в ВТО для отдельных (секторов) отраслей национальной экономики;
  • проведение репрезентативных опросов представителей экспертного и бизнес-сообщества на предмет оценки преимуществ / убытков от вступления России в ВТО;
  • подготовка (с установленной периодичностью) и распространение справочно-аналитических материалов для Правительства Российской Федерации по оценке влияния присоединения России к ВТО на текущую социально-экономическую ситуацию в стране и ситуацию в конкретных отраслях;
  • регулярное проведение информационно-просветительских мероприятий по отдельным аспектам членства России в ВТО;
  • подготовка предложений и запросов к комитетам ВТО и Обзорам торговой политики стран-членов.
Присоединение России к ВТО: последствия для российского бизнеса

Необходимость и своевременность вступления в ВТО для России бесспорна, если конечно, страна претендует на созданию современной, эффективной, конкурентоспособной, открытой экономики и готова к этому.

Но готовы ли представители бизнеса «играть по новым правилам»? Какое влияние на деятельность российских компаний оказало вступление страны в ВТО за последний год – с 22 августа 2012 года, когда Российская Федерация стала 156-м членом Всемирной торговой организации?

Компании-члены РСПП приняли участие в исследовании, целью которого стал поиск ответов на вышеназванные вопросы.

Согласно полученным результатам большинство компаний считают, что на деятельность их компаний присоединение к ВТО не повлияло – 86% всех респондентов выбрали этот вариант ответа. Менее 13% участников опроса ощутили влияние на деятельность компании от вступления России в ВТО; при этом влияние носило отрицательный характер. И только 1% респондентов признал, что влияние присоединения к ВТО на компанию было положительным.



Несколько компаний из числа опрошенных в своей деятельности за последний год использовали специальные внутрикорпоративные меры адаптации к новым условиям работы после присоединения России в ВТО – их доля среди всех респондентов достигла всего 7,7%.

Две компании (вид экономической деятельности первой с/х машиностроение, автомобилестроение; второй – химическая промышленность) в качестве мер адаптации указали осуществление новых проектов, инвестиции в новое производство. Также в первом случае компания занималась повышением качества своей продукции – именно в контексте присоединения РФ к ВТО.

Респондент из компании сектора строительство назвал в качестве меры, которую использовала его компания в ходе адаптации к новым условиям работы, совершенствование административного регламента с целью повышения заинтересованности каждого сотрудника.

Компания, занимающаяся производством метрологического оборудования, в качестве специальной меры отметила отказ от выпуска гражданской продукции.

Компания сектора торговля в новых условиях работы после присоединения России к ВТО посчитала необходимым для дальнейшей деятельности компании разработать и внедрить систему менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — анализ рисков и критические контрольные точки).

Около десятой части всех респондентов сочли необходимым воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса, направленных на адаптацию к работе в условиях членства в ВТО. Хотя о том, что они знают о существовании таких мер, заявило чуть менее половины компаний-участников опроса (47,8%).

Мы предложили оценить эффективность существующих мер поддержки бизнеса в условиях присоединения к ВТО со стороны государства: менее половины респондентов (40,2%) указали, что меры крайне не эффективны, 6,2% выбрали вариант «меры не эффективны», а 3,1% - «меры скорее не эффективны»; 40,6% участников опроса считают, что эффективность данных мер средняя. Равные доли – 3,1% - занимают варианты в положительном спектре оценок.


Наиболее востребованной формой практической помощи со стороны государства, которую оно может оказывать конкретному бизнесу, стало предоставление российским компаниям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту – 59% респондентов отметили этот вариант. О необходимости технических барьеров (временных ограничительных мер по ряду товаров и услуг стран-членов ВТО) заявила ровно половина участников опроса.

Также популярны среди компаний следующие формы помощи со стороны государства, их доля составила 47,4%:

  • содействие в поиске зарубежных партнёров и инвесторов, продвижение продукции на новые рынки;
  • увеличение/уменьшение ставок вывозных таможенных пошлин на товары.

В информировании о существующих инструментах защиты от конкуренции со стороны импортных товаров при дальнейшей либерализации тарифной защиты нуждается чуть меньшее число компаний – их доля составила 46,2% от всех респондентов.

Вопросы образования, находящиеся в ведении государства, 39,7% компаний-участников опроса рассматривают через призму изменившихся требований к правилам ведения деятельности: по их мнению, уже сейчас есть нужда в подготовке специалистов со знанием правил ВТО.

Чуть менее трети всех респондентов считают, что следует оказывать поддержку бизнесу через практический консалтинг в области стандартизации и сертификации продукции и услуг, о необходимости консалтинга в области новых эффективных бизнес-процессов в управлении компании заявило чуть меньшее число компаний – 25,6%, 31,1% участников опроса назвали в качестве необходимой формы поддержки бизнеса в условиях членства России в ВТО юридическую поддержку ведения бизнеса в применении правил ВТО.

Наименее популярным вариантом стало оказание помощи государства в доступе к механизму ВТО для разрешения торговых споров – 19,2% выбрали этот вариант.

Некоторые компании предложили свои варианты:

Так, компания, указавшая в качестве вида экономической деятельности – машиностроение, считает, что необходимо:

  • создать благоприятные условия для формирования собственных источников финансирования при установлении размера рентабельности поставок техники для государственных нужд (для Минобороны РФ);
  • сохранить существующие мер поддержки (субсидирование процентов по кредитам на осуществление инвестиционных и инновационных проектов; субсидирование части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование; целевое финансирование в рамках федеральных целевых программ).
  •  

Компания лёгкой промышленности считает, что государство должно заниматься борьбой с контрафактной продукцией, и именно этот вид поддержки позволит компаниям данного сектора экономики успешно продолжать свою деятельность в рамках ВТО.

Компания, занимающаяся производством фарма-продукции, выделяет в качестве необходимой формы поддержки со стороны государства необходимость создания единого регистрационного удостоверения на лекарственные препараты в новых условиях работы после присоединения России к ВТО.

Новости
Контакты
добав. 1233