О мерах поддержки российской экономики во время пандемии. Часть I. Меры в фискальной сфере

Результаты опроса, проведённого РСПП в сотрудничестве с ТПП

 

Оглавление
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ
ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕР
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
О ПЕРЕЧНЕ РАСХОДОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ БИЗНЕСА
НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ БИЗНЕСА.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В опросе, проведённом РСПП и ТПП, приняли участие 337 респондентов из всех федеральных округов:

image001.png

*Компании могли указать несколько регионов присутствия, поэтому совокупная доля не сводится к 100%.

В опросе представлено мнение и оценки компаний различной размерности (оценка по критерию «численность сотрудников»). Традиционно доля организаций среднего размера минимальна – 12,2%.

image002.png

Доля промышленных компаний составила 36,5%. Пятая часть представляет строительный сектор. 16% респондентов отметили вид деятельности «финансы и страхование». В области торговли заняты 11,3% компаний. Отрасль «деятельность профессиональная, научная и техническая» указали 5,6% участников опроса. К добывающему и энергетическому сектору принадлежат чуть менее 5% организаций. Также в опросе приняли участие компании отраслей «сельское хозяйство», «транспорт и связь», «ЖКХ», «образование», «телекоммуникации», «аренда и операции с недвижимостью», «гостиничный бизнес».

image003.png

*Компании могли указать несколько видов экономической деятельности, поэтому совокупная доля не сводится к 100%. Другое – «сельское хозяйство», «транспорт и связь», «ЖКХ», «образование», «телекоммуникации», «аренда и операции с недвижимостью», «гостиничный бизнес».

Пакет мер поддержки в фискальной сфере включает в себя:

меры, которыми потенциально могут воспользоваться все компании
(далее «универсальные меры»)

Продление сроков представления отчётности

ПП РФ №409
от 2 апреля 2020

Продление сроков ответов на требования налогового органа

Учёт расходов на дезинсекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов власти в связи с распространением новой коронавирусной инфекции

пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ
от 22 апреля 2020

Учёт расходов на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования

пп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ
от 22 апреля 2020

Возможность до окончания налогового периода 2020 года перейти на уплату авансовых платежей по налогу на прибыли исходя из фактической прибыли

№121-ФЗ от 22 апреля 2020

 

меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса

Применение субъектами МСП, относящимися к отраслям наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции, продления сроков уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов

ПП РФ №409
от 2 апреля 2020

Освобождение от налогообложения доходов субъектов МСП, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса, в виде субсидий в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции

№121-ФЗ
от 22 апреля 2020

Применение пониженных ставок страховых взносов для субъектов МСП

№102-ФЗ
от 1 апреля 2020

 

меры, направленные на поддержку отраслей наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции

Представление отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам для компаний

№121-ФЗ
от 22 апреля 2020

 

меры, направленные на поддержку системообразующих предприятий

Представление отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам для компаний

ПП РФ №651
от 10 мая 2020

Российские компании хорошо знакомы с реализованными мерами в налоговой сфере. Единственная мера, о которой не были осведомлены более десятой части респондентов, – «учёт расходов на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования постановление» (постановление 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ от 22 апреля 2020).

image004.png

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

Большинство организаций (71,6%) учитывало расходы на дезинсекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов власти в текущих условиях.

Возможностью продлить сроки ответов на налоговые требования воспользовалась половина компаний, возможностью продлить сроки предоставления отчётности – 37,3%.

Примерно столько же респондентов ответили, что организации учитывали в целях налогообложения расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции согласно утверждённому перечню.

В два раза меньше компаний – 18,7% – перешли на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль, исходя из фактической прибыли (эта мера действует до окончания налогового периода 2020 года).

image005.png

Учёт расходов на дезинсекцию, приобретение приборов, спецодежды и других средств защиты вели 85,8% крупных компаний и 72,5% организаций среднего размера. Только половина компаний-субъектов малого бизнеса воспользовалась этой мерой.

45,9% крупных организаций учитывали для целей налогообложения расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики / лечения covid-19, субъекты малого бизнеса вели такой учёт в два раза реже.

Примерно половина строительных компаний и организаций, занятых в отрасли «деятельность: научная, техническая и профессиональная», учитывала расходы на дезинсекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств защит. Значимо чаще этой мерой пользовались промышленные, торговые и энергетические компании – в их случае доля превышает 80%.

Почти половина компаний из Сибири вела учёт расходов на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции; в Южном и Уральском ФО доля значимо ниже – менее 30%.


СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ[1]

Две из трёх мер, направленных на помощь субъектам МСП, распространялись только на компании из наиболее пострадавших отраслей в условиях кризиса. Лишь незначительная доля компаний смогла получить поддержку: 8,3% субъектов МСП удалось отложить уплату налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам; 4,9% представителей малого и среднего бизнеса ответили, что их доходы в виде субсидий были освобождены от налогообложения.

Мерой, которая была рассчитана на весь круг субъектов МСП, – снижением ставок страховых взносов – воспользовались уже 43,4% компаний.

image006.png

Доли приведены к числу компаний-субъектов МСП

Организациям из отраслей, которые были признаны наиболее пострадавшими в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, была предоставлена отсрочка / рассрочка уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам. Только десятая часть опрошенных ответила, что пыталась применить на практике эту меру.

image007.png

Системообразующим предприятиям также была предоставлена возможность отсрочить уплату налогов, авансовых платежей по налогам. Отсрочку получили 5,4% компаний, участвующих в опросе.

image008.png

Организациям, включённым в общий перечень системообразующих предприятий, но не получившим отсрочку по налогам, был задан дополнительный вопрос: по какой причине они не смогли воспользоваться этой мерой поддержки[2]?

Основными ограничениями стали:

  • несоответствие дополнительным требованиям и критериям (а именно: снижение доходности; оптимизация расходов и анализ финансово-хозяйственной деятельности; доля участия иностранного капитала ниже 50%; наличие недоимки по платежам в бюджеты РФ, не превышающей 10000 рублей, а также отсутствие просроченной задолженности по возврату субсидий);

  • администрирование получения меры слишком трудозатратно для компании, выгоды от получения ниже;

  • сложная процедура получения отсрочки.

Так ответили примерно по трети всех респондентов.

Ряд организаций столкнулся с коллизией – непонятно, могут ли они рассчитывать на поддержку, если речь идёт о холдинге или группе компаний. Получают ли отсрочку по налогам дочерние компании или вся группа/холдинг целиком? Данный вопрос недостаточно четко урегулирован в нормативных правовых актах.

Некоторые системообразующие предприятия заявили, что соответствуют критериям получения отсрочки по налогам, но не получили поддержку. Предприятия дополнительно отметили, что отсрочка не предусмотрена для уплаты страховых взносов, НДС, НДПИ, НДФЛ, на которые приходятся основные платежи.

В одном случае заявка-вопрос о предоставлении поддержки рассматривался в Минпромторге России слишком долго.

Только 13,6% респондентов ответили, что не воспользовались ни одной из перечисленных мер. За одной мерой из списка обратились 16,9% компаний. Чаще всего компании пользовались двумя-тремя мерами: совокупная доля составила 44,2%. Более четырёх мер в фискальной сфере смогли применить 25,3% организаций.

Субъекты малого бизнеса значимо реже обращались за рассматриваемыми мерами поддержки: 22% из них не удалось воспользоваться хотя бы одной мерой из списка, в случае представителей крупного бизнеса доля ниже более чем в два раза – 7,4%.

Две-три меры в фискальной сфере смогли применить 54% опрошенных крупных компаний, среди малых организаций доля составила менее трети.


ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕР

Респондентам было предложено ответить, насколько государственная поддержка в фискальной сфере оправдала их ожидания.

Каждую из рассматриваемых мер компании оценили по шкале, где крайне негативный вариант был «мера не может помочь компании», а положительный – «мера полностью устраивает и содержательно, и по практике применения». Если участники опроса не готовы были согласиться ни с одним из этих утверждений, они могли выбрать промежуточные варианты:

  • мера может помочь компании, но компания не соответствует требованиям/критериям для её получения;

  • мера может помочь компании, компания соответствует требованиям/критериям для её получения, но процедура применения слишком сложная и затраты на администрирование превышают выгоды;

  • мера может помочь компании, компания соответствует требованиям/критериям для её получения, процедуры адекватны и выгоды выше затрат на администрирование, однако есть ряд проблем с правоприменением (не все расходы учтены / «зашиты» внутри меры и т.д.).

Оценки компаний, которые применяли на практике меры из списка, значимо отличаются от оценок организаций, указавших отрицательный ответ: они однозначно выше.

Наибольший интерес представляет распределение оценок, которые дали компании, обратившиеся и воспользовавшиеся поддержкой в текущих условиях.

На первое место они поставили «продление сроков ответов на налоговые требования» – и содержательно, и по практике применения мера устраивает 70,9% предприятий, воспользовавшихся отсрочкой. Крайне негативный вариант отметили только 14,6% организаций.

«Учёт расходов на дезинсекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств защиты» полностью устраивает более двух третей организаций.

Примерно такую же долю положительных оценок набрала мера «продление сроков предоставления отчётности». В целом, административные меры поддержки оказались востребованы и высоко оценены бизнесом – даже выше, чем ряд мер, ориентированных на прямую финансовую помощь организациям; всё это говорит о значимости административных форм поддержки.

Уже только половина компаний, воспользовавшихся учётом расходов на приобретение медицинских изделий согласно перечню и уплатой авансовых платежей по налогу на прибыль, исходя из фактической прибыли, оказались в итоге довольны мерами и по содержанию, и по практике применения. Пятая часть этих организаций выбрала крайне негативные оценки.

Примечательно, что оценки компаний различной размерности близки между собой. По отраслям распределение также не отличается.

image009.png

Компании относительно редко отмечали промежуточные варианты внутри шкалы. На ответе «меры могут помочь компании, компания соответствует требованиям и критериям для их получения, процедуры адекватны и выгоды выше затрат на администрирование, однако есть ряд проблем с правоприменением (не все расходы учтены / «зашиты» внутри меры и т.д.)» остановились порядка десятой части респондентов, оценивая весь список универсальных мер. Единственное исключение – «Учёт расходов на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню», здесь доля варианта достигает 18,8%. Возможно, перечень медицинских изделий кажется организациям недостаточным.

Процедура применения меры «уплата авансовых платежей по налогу на прибыль, исходя из фактической прибыли» слишком сложная и затратная, по мнению 7,4% компаний. По остальным мерам из списка доля этой оценки не превышает 6%.

Ещё реже организации отвечали, что они не соответствовали требованиям и критериям предоставления поддержки.

image010.png

По группе компаний, не применивших на практике те или иные меры из списка, обобщённое распределение оценок таково: примерно половина респондентов выбрала крайне негативный ответ «мера не может помочь компании», около четверти заявили, меры могли бы помочь, однако организации не соответствуют требованиям и критериям предоставления поддержки.

В 20% случаев участники опроса высоко оценили предложенные меры, хотя их компании не стали обращаться за ними.

Согласно полученным результатам, мерами «продление сроков уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам для субъектов МСП и «освобождение от налогообложения доходов, полученных субъектами МСП в виде субсидий» (обе меры применимы только к компаниям отраслей, наиболее пострадавших из-за распространения коронавируса) смогли воспользоваться очень ограниченное число малых и средних организаций. При этом они остались скорее недовольны своим опытом применения мер поддержки: треть указала крайне положительный ответ в первом случае и только 14,9% – во втором.

Четверть компаний-субъектов МСП, попытавшихся получить отсрочку по налогам, в итоге не подходили под требуемые критерии, 33% из них считают, что эта мера не может помочь компании.

В случае меры «освобождение от налогов доходов, полученных субъектами МСП в виде субсидий» распределение оценок выглядит ещё хуже: 28,6% ответивших, что пытались получить эту меру, не подошли под заданные критерии и требования, 42,9% и вовсе остановились на крайне негативном ответе.

Порядка 70% малых и средних компаний, которые не применили на практике рассматриваемые меры, желали бы воспользоваться и отсрочкой по налогам, и освобождением от налогообложения доходов, полученных в виде субсидий, однако существующие требования и критерии ограничивают их возможности. Чуть более пятой части заявили, что рассматриваемые меры не могли бы им помочь.

Последняя мера, предназначенная исключительно для субъектов МСП, – применение пониженных ставок страховых взносов – оказалась наиболее востребованной и полезной: она устроила и содержательно, и по практике применения 72,7% компаний, воспользовавшихся ею. Только 7,3% организаций выбрали крайне негативный ответ.

Две трети субъектов МСП, не сумевших применить пониженные ставки при расчёте страховых взносов, ответили, что разработанная мера может им помочь, но они не подходят под критерии и требования. Четверть таких компаний не видит пользы от меры.

image011.png

60,7% компаний, занятых в наиболее пострадавших отраслях и попытавшихся применить отсрочку по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, полностью устраивает предложенная мера. Десятая часть из них столкнулась с некоторыми проблемами правоприменения. Такая же доля организаций заявила, что мера могла бы им помочь, но компании в итоге не соответствуют требованиям и критериям для получения этого вида поддержки. Только 14,3% участников опроса, воспользовавшихся отсрочкой по налогам, выбрали крайне негативный ответ «мера не может помочь компании».

Две трети организаций, не получивших эту меру, заинтересованы в отсрочке по налогам, однако они не могут обратиться за мерой из-за существующих требований и критериев.

image012.png

Получение отсрочки по налогам и авансовым платежам по налогам системообразующими предприятиями было относительно проблематичным, согласно результатам опроса. Хотя число системообразующих предприятий, попавших в выборку, невелико, из распределения оценок видно, что с равной вероятностью они выбирали и крайне негативный ответ, и крайне положительный, и промежуточные варианты «в итоге не соответствовали критериям и требованиям», «были некоторые проблемы с правоприменением меры».

Опять же бОльшая часть респондентов, представляющих компании, которые не могли претендовать на получение этой отсрочки по налогам, – 58,4% – хотели бы её получить. Примерно четверть из них дала отрицательную оценку.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Правительством РФ и налоговыми органами власти было принято решение в наиболее острый период не проводить выездные проверки, проверки трансфертного образования, а также проверки соблюдения валютного законодательства. Также налоговые органы обязались не выносить решения по приостановлению операций по счетам налогоплательщиков, не налагать санкции за непредоставление сведений налоговым органам. Целью этих мер было помочь российскому бизнесу, снизив административную нагрузку.

Решения и обязательства, в основном, соблюдались налоговыми и контрольными органами, согласно результатам опроса. Лишь в 3,1% компаний проходили проверки соблюдения валютного законодательства. Только в отношении 2% организаций были вынесены решения по приостановлению операций по счетам налогоплательщиков, и все эти компании были субъекты малого бизнеса. 1,5% респондентов указали, что в их компаниях проходили выездные проверки / проверки трансфертного ценообразования.

Примерно половина участников опроса считает, что приостановление проверок и другие рассматриваемые меры очень помогают в текущих условиях пандемии. Десятая часть выбрала ответ «скорее помогают». С тем, что у этих мер средняя эффективность, согласились 17,4% компаний. Снижение административной нагрузки вряд ли помогает компаниям, по мнению 7,5% респондентов. Крайне негативный вариант «меры не оказывают никакого влияния на работу» отметили 16,5% организаций.

image013.png

Отрицательные оценки в большей степени распространены среди компаний среднего размера – их доля достигает 28,2%, тогда как в случае крупных организаций доля варианта «меры не оказывают никакого влияния на работу» ниже почти в три раза. В то же время крупные предприятия значимо чаще других указывали ответ «скорее помогают».

Представители финансового сектора выше остальных компаний оценили рассматриваемые меры – приостановление проверок и вынесения решений / санкций со стороны налоговых органов. Если более четверти организаций обрабатывающей, строительной, торговой отраслей не видят никакого положительного эффекта от этих мер, то среди финансовых компаний доля отрицательной оценки ниже 10%.

По федеральным округам значимых отличий нет.


О ПЕРЕЧНЕ РАСХОДОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ БИЗНЕСА

Участникам опроса было предложено дополнить перечень расходов, направленных на защиту работников и посетителей от распространения новой коронавирусной инфекции, которые организации вправе учитывать в целях налогообложения на прибыль. В анкете был задан такой же открытый вопрос о расходах компаний, связанных с закупкой оборудования, медицинских средств и лекарств для передачи медицинских учреждений.

29,4% компаний решили дать свои комментарии: в основном, это были крупнейшие налогоплательщики. Правда, запросы большой части из них повторяли расходы из действующего списка, согласно внесённым изменениям в НК РФ от 22 апреля (к примеру, СИЗ, антисептические средства, термометры инфракрасные, перчатки медицинские).

Наиболее чувствительным для компаний оказался вопрос расходов на оплату услуг медицинских организаций и лабораторий по проведению ПЦР-диагностики и анализов на антитела к новой коронавирусной инфекции (или расходы на создание внутри организации ПЦР-лаборатории, приобретение тест-систем на Covid-19). О том, что эти расходы должны обязательно учитываться в целях налогообложения, заявили 43,4% респондентов, ответивших на вопрос. Озабоченность компаний данной проблемой привела к тому, что Минфином России было опубликовано письмо от 23.06.2020 №03-03-10/54288 с разъяснениями по вопросу налогового учёта расходов организаций на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также иммунитета к ней.

Остальные предложения не набрали более 15% голосов, но в любом случае их учёт может помочь всем российским компаниям, вынужденным увеличить свои расходы по многим статьям для выполнения требований органов власти в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Ряд компаний считает, что в список нужно включить транспортные расходы на доставку работников с целью уменьшить число социальных контактов и вероятность заражения Covid-19 (расходы на такси, личный транспорт).

Также некоторые участники опроса упомянули расходы на материальную помощь сотрудникам, членам их семей, расходы на добровольное страхование работников и членов их семей в случае наступления риска «заболевание Covid-19», расходы на их госпитализацию и лечение, а затем на санаторно-курортное восстановление.

Для предприятий, осуществляющих непрерывное производство, важно добавить в список расходы на организацию и содержание изолированного проживания в рамках введённого режима повышенной готовности, содержание сотрудников во время перевахтовки. Расходы, понесённые компаниями на содержание и питание работников на изоляции в обсерваторе (во время командировок и после них), также должны учитываться для целей налогообложения, если эти меры направлены на сохранение здоровье работников в целях поддержания бесперебойной работы предприятия.

Для всех компаний актуально учитывать в целях налогообложения расходы на организацию питания, закупку одноразовой посуды.

Несколько респондентов указали расходы, связанные с организацией удалённого места работы сотрудников (техники, проведение интернета, расходы на транспортировку, доставку, подъём МФУ, компьютеров и бумаги), расходы на оплату мобильного интернет, услуг связи.

В период пандемии также поступило предложение принимать в целях налогообложения все расходы по содержанию МСЧ (не учитывать по ст. 275.1 НК РФ), включая расходы на вознаграждение медицинского персонала, на содержание здания МСЧ и Профилактория.

По мнению ряда организаций, перечень расходов должен быть открытым, без ограничения по периоду, чтобы не создавать трудности компаниям при наименовании применяемых мер по диагностике, лечению и предотвращению новой коронавирусной инфекции.

На предложение дополнить перечень расходов, связанных с закупкой оборудования, медицинских средств и лекарств для передачи медицинским учреждениям, откликнулись только десять респондентов из общего числа.

В первую очередь, компании заинтересованы во включении расходов в виде благотворительной помощи всем – бюджетным и коммерческим – медицинским учреждениям, в том числе через благотворительные фонды (без дополнительных требований, предъявляемых к этим фондам). Также необходимо увеличить размер безвозмездной передачи с 1% выручки компании.

К расходам в целях налогообложения следует добавить расходы на обсервацию врачей, контактирующих с больными, инфицированными Covid-19; стоимость фактически отпущенных ГСМ для безвозмездной заправки карет скорой помощи.


НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ БИЗНЕСА

Меры поддержки в налоговой сфере, в целом, востребованы бизнесом, однако, претендовать на их получение в большинстве случаев может лишь ограниченное число компаний, попадающих под строгие критерии.

В текущих условиях компании нуждаются в дополнительных мерах поддержки и/или в доработке существующих мер – треть респондентов предоставила свои идеи и предложения, какую реальную помощь могло бы оказать государство российским организациям, испытывающим трудности.

В первую очередь, бизнес заинтересован в расширении перечня отраслей и списков компаний, которым доступна отсрочка (рассрочка) по уплате налогов и страховых взносов. Более половины всех предложений были именно об этом.

Среди конкретных отраслей были названы: предоставление бытовых услуг, сельское хозяйство, производство транспортных средств и оборудования, производство и снабжение стоматологической отрасли. Ряд компаний предлагает более масштабное решение – признать пострадавшими все отрасли экономики.

Субъекты МСП хотели бы отмены условия предоставления поддержки – «только компаниям отраслей, наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции».

В случае системообразующих предприятий выдвинуто предложение, во-первых, предоставлять отсрочку и по страховым взносам, во-вторых, приравнять в 2020 году региональные списки к федеральным.

Также необходимо решить вопрос о помощи градообразующим компаниям и крупнейшим налогоплательщикам в регионе, не входящих в список системообразующих предприятий по какому-либо критерию.

По мере «отсрочка налогов, авансовых платежей по налогам» компании также хотели бы больше ясности в правоприменении: отсрочку следует предоставлять до наступления срока платежа по налогу, а не после. Компания должна быть уверена, что находится в правовом поле и ей не будут начислены пени и штрафы.

Четверть компаний считает, что в сложившихся кризисных условиях бизнес не сможет продолжать свою деятельность, если налоговая нагрузка останется на прежнем уровне. Компании предлагают: снизить тарифы страховых взносов; снизить ставку НДС до 18%; снизить НДФЛ и освободить от НДФЛ компенсацию повышенного режима работы; снизить ставку по налогу на прибыль в части средств, направленных на инвестирование; увеличить размер амортизационной премии на 5%; а также уменьшить размер штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчётности.

Десятая часть предложений касается вопросов административной нагрузки. Компании заинтересованы в продлении действия постановлений Правительства РФ, согласно которым были увеличены сроки ответа на требования и запросы налоговых органов, сроки подачи подтверждающих документов в рамках валютного контроля, а также, по возможности, увеличить до шести месяцев сроки принятия решения налоговыми органами о взыскании налогов в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок.

В дополнение к этому организации ожидают увеличения сроков предоставления деклараций, расчётов, статистической отчётности. Также несколько респондентов считают, что российскому бизнесу поможет введение моратория на выездные проверки сроком до трёх лет.

Группа крупнейших компаний-членов РСПП предлагает внести изменения в п.2.1. ст. 283 НК РФ: предоставить право уменьшать прибыль текущего года на всю сумму убытка, отменив ограничение в размере не более 50% от суммы убытков; предусмотреть право переносить убытки на прошлые периоды до трех лет, что позволит компаниям быстрее восстановиться после кризиса и вернуться к инвестиционной активности.

Согласно ответам некоторых предприятий, необходимо сохранить существующие льготы по налогам, в частности решить существующую проблему нечёткой классификации движимого имущества для целей налога на имущество. Также необходимо решить проблему, возникшую из-за внесения изменений в статью 128 ГК РФ (ФЗ №34-ФЗ от 18 марта 2019) – когда было утрачено большинство льгот по передаче безналичных денежных средств. Соответствующий закон был принят.

Несколько организаций просят предоставить отсрочку по уплате НДС. Ряд компаний предлагают ввести налоговые каникулы до конца 2020 года.

Предприятия, находящиеся в трудной ситуации, внесли предложение реструктуризировать задолженность по налогам и страховым взносам на срок до трёх лет (возможно, под залог имущества, поручительство).

От компаний-участниц опроса поступили и другие предложения:

  • исключить в отношение периода 2020 года доначислений и привлечения налогоплательщиков к ответственности (пени, санкции), если условия сделок налогоплательщиков отклоняются от показателей данных информационно-ценовых агентств, так как данные несопоставимы;

  • снять мораторий на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);

  • установить ограничения по доначислению налоговых платежей по выездным налоговым проверкам, начатым до 01.01.2020 года и по которым не вынесено решение, – не более 5 млн.руб.;

  • на период 2020 года отменить необходимость предоставления банковских гарантий (заключение договора поручительств) для возможности применения по ст.176.1 НК РФ при возмещении НДС в сумме, равной или меньшей, уплаченной налогоплательщиком за предыдущие три года;

  • при списании безнадежной ДЗ в сфере ЖКХ принимать к вычету НДС, учтенный в составе списываемой ДЗ;

  • внедрить возможность оформления заявления на возврат аванса по таможенным платежам через личный кабинет онлайн;

  • освободить от уплаты налога на имущество объекты основных средств, находящиеся в стадии консервации или реконструкции;

  • не учитывать в составе налогооблагаемых доходов списание задолженности по кредитам, взятым на поддержку занятости, и начисленных по ним процентов;

  • освободить налогоплательщиков, оказывающих социальные услуги гражданам, от НДФЛ в части доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку;

  • исключить курсовые разницы от переоценки активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, не связанные с реальными изменениями в операционной деятельности предприятия, из налогооблагаемой базы для целей расчёта налога на прибыль;

  • отменить ограничение, установленное Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 302-ФЗ в части применения пониженных ставок налога на прибыль организации, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Федерации;

  • отменить требования о нормировании расходов по налогу на прибыль (реклама, страхование, резервы по сомнительным долгам, представительские расходы и т.д.);

  • отменить ограничение по «естественной убыли» из формулировок в пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, тем самым предоставив возможность списание ТМЦ и МПЗ в расходы по налогу на прибыль при их устаревании\непригодности и по прочим основания, не связанным с производством и реализацией;

  • привести в соответствие друг другу положения пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ и пп. 3 п. 7 ст. 272, добавив в последний «в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности». Положения данных подпунктов, по сути, повторяют друг друга, однако в последнем (расходы) отсутствует указание на лицензионные платежи, что на практике приводит к спорам с налоговыми органами по вопросу единовременного учета расходов в виде стоимости лицензий на программное обеспечение.

 


[1] - В силу того, что меры разработаны для поддержки определённых групп компаний (субъектов МСП, компаний из наиболее пострадавших отраслей, системообразующих предприятий), выборка респондентов, получавших эти меры, ограничена; провести расширенный анализ расширенный анализ – отраслевой и региональный – невозможно.

[2] - Также в варианты был включён ответ «отрасль не включена в наиболее пострадавшие». Из-за того, что все компании, принявшие участие в опросе, решили выбрать именно этот вариант, невозможно вычленить ответы именно системообразующих предприятий.