Индекс РСПП основывается на субъективной оценке предпринимательской деятельности и экономической ситуации в целом, в нём не используется официальная макроэкономическая статистика.
Анкетирование проводится среди всех компаний-членов РСПП. Распространение происходит через сеть региональных отделений РСПП из всех федеральных округов РФ. В опросе принимают участие в основном представители крупного промышленного бизнеса (доля колеблется около значения – 66,3%).
Сводный Индекс РСПП просчитывается как среднее арифметическое:
1. Индекса рынка производимой продукции
2. Индекса логистики и инфраструктуры
3. Индекса B2B
4. Индекса B2G
5. Индекса финансовых рынков
6. Индекса личной оценки делового климата
7. Индекса инвестиционной и социальной активности.
Индекс рассчитывается как оценка накопленных изменений за месяц по шкале «ситуация сильно ухудшилась – не изменилась – сильно улучшилась».
Пограничное значение – 50 пунктов.
Периодичность обследования: раз в месяц, начиная с 2011 года.
Доклад о состоянии делового климата – ключевой документ РСПП, отражающий точку зрения предпринимательского сообщества ситуацию в стране за отчётный период.
Доклады посвящены анализу внешних и внутренних факторов в России, оказывающих влияние на бизнес. Состояние делового климата определяет решения предпринимательского сообщества, вести ли инвестиционную деятельность в стране, расширять ли рынки сбыта, в том числе экспортные, создавать ли новые рабочие мест.
Анализ состояния делового климата включает в себя:
- рассмотрение макроэкономических условий,
- субъективную оценку успешности предпринимательской деятельности,
- анализ ключевых проблем для бизнеса,
- анализ доступа к факторам производства (инфраструктуры, доступности квалифицированной рабочей силы, финансирования – в том числе вопросы поддержки со стороны государства),
- анализ уровня фискальной нагрузки,
- оценку формального государственного регулирования и административных барьеров,
- контрольно-надзорную деятельность со стороны государства анализ состояния неформальных институтов (деловой практики, коррупции, безопасности ведения бизнеса в стране, защиты прав),
- рассмотрение взаимодействия бизнеса и общества, бизнеса и власти.
Основой докладов РСПП о состоянии делового климата являются опросы компаний-членов РСПП изо всех федеральных округов России.
Анкетирование проводится путём рассылки по региональным и отраслевым объединениям РСПП.
Периодичность обследования: раз в год, начиная с 2007 года.
О состоянии делового климата в России в 2022 году
О состоянии делового климата в России в 2018-2021 годах
О состоянии делового климата в России в 2020 году
О состоянии делового климата в России в 2019-2020 годах
О состоянии делового климата в России в 2019 году
О состоянии делового климата в России в 2018 году
О состоянии делового климата в России в 2014-2017 году
О состоянии делового климата в России в 2016 году
О состоянии делового климата в России в 2015 году
О состоянии делового климата в России в 2014 году
О состоянии делового климата в России в 2010-2013 годах
О состоянии делового климата в 2012 году
О состоянии делового климата в 2007-2011 годах
Проект был впервые запущен в декабре 2008 года как мониторинг последствий кризиса для компаний-членов РСПП, отражающий реакцию бизнеса на турбулентность в российской экономике.
В ответ на вызовы кризиса 2015 года было принято решение возобновить антикризисный мониторинг.
Запрос на его ведение поступил от Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В фокусе внимания мониторинга: ключевые проблемы, препятствующие нормальной работе компаний, а также меры, которые компании намереваются применять в текущих условиях. Важный раздел мониторинга – оценка возможного сокращения расходов на персонал и подробный анализ социальных программ, действующих в компаниях.
В 2017 году было принято решение на основе антикризисного мониторинга проводить дополнительно к Индексу РСПП обследование состояния российской экономики и деятельности компаний. Мониторинг позволяет оценить значимость существующих вызовов и ограничений для бизнеса, прогнозировать возможные действия хозяйствующих субъектов и оценивать социальную активность предприятий.
Выборка мониторинга – все компании-члены РСПП.
Опрос проводится через сеть региональных отделений РСПП из всех федеральных округов РФ.
Периодичность: раз в квартал, начиная с 2018 года.
Архив доступен с января 2015 года, когда мониторинг проводился раз в месяц.
Предоставление результатов мониторинга в ФОИВ происходит на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
РСПП проводит различные опросы компаний-членов РСПП для подготовки обоснованных позиций по чувствительным для бизнеса вопросам. В том числе анализ эффективности промышленной политики государства, оценка международной экономической ситуации, анализ кадровой политики компаний, оценка деятельности фискальных институтов и др.
В некоторых случаях обследования инициируются представителями профильных ФОИВ с целью получения обратной связи от предпринимательского сообщества.
Выборка и периодичность зависит от поставленных задач.