Состояние российской экономики и деятельность компаний: результаты мониторинга РСПП за III-IV кварталы 2021 года

Описание

В последнем квартале 2021 года укрепился положительный тренд при оценке состояния делового климата: уже 16,4% представителей бизнеса вместо 6,5% заявили, что в отчётный период их компании не сталкивались с проблемами, которые могли бы негативно повлиять на финансовые показатели и экономическое положение. Респонденты стали реже отвечать, что за прошедшие три месяца снизился спрос на продукцию или услуги их организаций, а также что им пришлось сократить объёмы производства. Нестабильность на валютном рынке ограничивала работу меньшего числа организаций. Каждую из этих проблем отметили около 10% респондентов.

Как и в II-III квартале, многие российские компании – в основном, промышленные предприятия – почувствовали ухудшение условий поставки сырья и комплектующих. Об этом сообщили в ходе опроса 37,1% участников. Также сохранили свою значимость проблемы с недостатком оборотных средств и неплатежами со стороны контрагентов. Эти варианты отметили порядка 30% компаний.

Расходы, связанные с выполнением эпидемиологических рекомендаций властей из-за распространения Covid-19, выросли в IV квартале у 17,2% организаций, и это оказало негативное влияние на их деятельность. Доля этого ответа за период не изменилась.

image001.png
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%. Данные округлены до целого числа

Рост фискальной нагрузки назвали среди главных ограничений в работе 8,6% компаний. Примерно столько же участников сообщили, что им пришлось сократить инвестиционные программы или перенести их на более поздний срок.

Реже всего компании жаловались, что им пришлось временно остановить или ограничить деятельность из-за ситуации с коронавирусом. Также минимальная значимость  проблем, вызванных недоступностью заёмных финансовых ресурсов. Два этих ответа указали примерно 5-6% участников опроса.

Ряд респондентов решили добавить свой вариант ответа – по их мнению, негативное влияние на их бизнес оказывали высокие темпы инфляции.

В 2022 году компании, в основном, планируют продолжить политику по сокращению расходов. Среди мер по повышению эффективности работы этот вариант традиционно на первом месте с долей 71,8%.

Программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий собираются внедрить 52,7% организаций. Внедрение цифровых технологий в планах также около у половины участников опроса. Популярность и востребованность обоих ответов за прошедшие три месяца сильно выросла – доли изменились на 13,6 п.п. и 15,5 п.п., соответственно. Такой рост может объясняться сезонным фактором – в январе 2022 года компании могли рассказывать о планах на год вперёд, а не на квартал, как это было во время сентябрьского раунда мониторинга.

Повысить цены намерены более трети опрошенных – 35,5% организаций (+8,2 п.п.). Изменение значение в положительную сторону позволяет с какой-то долей уверенности говорить о том, что ждать остановки роста цен на рынке пока не приходится.

Интенсифицировать производство по-прежнему планируют 30,9% компаний. Сохранить или даже увеличить объёмы инвестиционных программ собираются чуть более четверти опрошенных. О возможной продаже непрофильных активов задумываются 17,3% респондентов.

Отказаться от авансирования поставщиков хотят в дальнейшем 12,7% организаций. В то же время десятая их часть планирует начать требовать аванс с покупателей. С сентября 2021 года в два раза сократилась доля компаний, собирающихся применять эту меру.

Оптимизировать структуру затрат без сокращения расходов и без сокращения объёма производства в планах у 10,9% организаций.

image002.png
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%, данные округлены до целого числа

Большинство компаний, собирающихся сократить расходы, ограничатся уменьшением бюджета на административные и общехозяйственные нужды. 85,5% из опрошенных организаций отметили этот вариант. Его популярность даже несколько выросла – в сентябре 2021 года на ответе остановились 77,3% респондентов.

Все остальные варианты – сокращение расходов на потребляемые услуги, экономия на сырье и комплектующих, сокращение расходов на персонал и на благотворительные социальные программы – компании выбирали значимо реже: уменьшить расходы на услуги и перейти на более дешёвые аналоги комплектующих хотят порядка 40% участников опроса; расходы на персонал планируют сократить более четверти опрошенных организаций; пятая часть компаний ответила, что будет снижать расходы на благотворительные социальные программы.

image003.png
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%. Данные округлены до целого числа Доли приведены к общему числу респондентов, ответивших, что они планируют сократить расходы в компаниях

Социальные программы для сотрудников действуют в 74,8% компаний, принявших участие в мониторинге[1]. Их доля за прошедший квартал почти не изменилась.

Из общего множества компаний, направляющих средства на социальные программы для сотрудников, 75,5% организаций производили дополнительные социальные выплаты работникам; 66,3% компаний оплачивали путёвки (санаторно-курортное лечение, детский отдых); чуть меньше – 62,2% компаний – направляли средства на дополнительное медицинское страхование.

Около половины респондентов ответили, что их компания обеспечивала работников питанием. 45,9% оплачивали транспорт для сотрудников. В трети организаций действуют жилищные программы.

Наименее распространено дополнительное пенсионное страхование – эти программы указали менее четверти участников опроса.

В целом, данные, полученные в ходе мониторинга в сентябре 2021 и январе 2022, распределены довольно похоже. Единственное различие – в IV квартале компании стали значимо чаще обеспечивать своих работников питанием.

image003.png
*За 100% принято множество тех компаний, в которых действуют социальные программы для сотрудников. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

 

____________
[1] С января 2022 года расширенные вопросы о социальных программах для сотрудников будут задаваться каждый месяц в рамках Индекса деловой среды РСПП. Сейчас информация дублируется. С февраля 2022 года она будет частью только документа «Индекс деловой среды РСПП».