О Заявлении РСПП о фискальной нагрузке на бизнес

10 октября 2014

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО СОЮЗА
ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
 

1.Одобрить текст Заявления Российского союза промышленников и предпринимателей о фискальной нагрузке на бизнес.

2. Направить Заявление в Правительство Российской Федерации.

Заявление Российского союза промышленников и предпринимателей о фискальной нагрузке на бизнес

В настоящее время перед российской экономикой строит ряд вызовов, от решения которых зависят перспективы развития страны. Необходимо уже в ближайшей перспективе обеспечить условия для восстановления экономического роста, повышения конкурентоспособности российских компаний, развития отечественной промышленности и импортозамещения, что требует применения стимулирующих мер и взвешенного подхода при принятии решений о корректировке уровня нагрузки на бизнес.

Предлагаемое увеличение фискальной нагрузки на бизнес, по оценке Российского союза промышленников и предпринимателей, может привести к экономическому спаду, падению конкурентоспособности российских компаний, в том числе в среднесрочной и долгосрочной перспективе, и в конечном итоге сокращению бюджетных доходов. Полагаем, что целесообразно вернуться к публичному обсуждению последствий реализации и по его итогам рассмотреть возможность отказа от внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации инициативы по увеличению нагрузки на бизнес начиная с 1 января 2015 г.:

увеличение налоговых ставок в отношении доходов от дивидендов для физических и юридических лиц с 9 % до 13 %;

повышение водного налога и платы за пользование водными объектами;
отмена порога зарплат для отчислений в ФОМС;

«нефтяной налоговый маневр».

Предложен к реализации ряд других инициатив в фискальной сфере – проведение переоценки самортизированного имущества с целью его налогообложения; вместо снижения во многих случаях завышенных по мнению РСПП тарифов страхования опасных объектов введение в модель страхования экологических и других рисков. Запланирован поэтапный рост тарифов обязательного социального страхования для работников с вредными условиями труда в ситуации, когда только начинается процедура специальной оценки условий труда, которая определяет класс вредности.

Не завершено публичное обсуждение по проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», который увеличивает финансовую и административную нагрузку на налогоплательщиков и создает высокий уровень неопределенности для добросовестных российских компаний, имеющих активы за рубежом.

Помимо прямой фискальной нагрузки есть значительное количество дополнительных неналоговых обременений и расходов компаний, которые по размеру сопоставимы с налогами и сборами. Кроме тарифной нагрузки, которую сегодня необоснованно предлагают индексировать ускоренными темпами, к таким обременениям относятся, к примеру, инициативы по введению платы за резерв мощности в электроэнергетике, повышению платы за негативное воздействие, ликвидации прошлого экологического ущерба, внедрению наилучших доступных технологий, созданию недропользователями ликвидационных фондов и ряд других предложений.

Необходимо в обязательном порядке давать комплексную и подробную оценку воздействию таких решений на экономику, сектор и отдельные компании, в том числе учитывая влияние повышения финансовой неналоговой нагрузки на действующие предприятия и принятие решений о будущих инвестициях.

Лишь в отдельных случаях РСПП при поддержке других предпринимательских объединений удалось добиться отказа от фискальных инициатив (повышение ставки НДС на 1-2 процентных пункта, введение налога с продаж, предоставление регионам права устанавливать ставку налога на прибыль для сельхозпроизводителей в размере 18 % вместо действующей сейчас ставки 0 %). При этом отказ от введения налога с продаж привел к риску появления еще более непрозрачного и хуже администрируемого варианта получения дополнительных средств в региональные бюджеты – сбора за права заниматься отдельными видами деятельности.

За последние несколько месяцев также озвучено большое количество инициатив, необоснованно усиливающих уголовную ответственность предпринимателей, связанные с налоговыми нарушениями.

Серьезную озабоченность вызывает законопроект № 357559-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении, предусматривающий изменение порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Несмотря на учет отдельных предложений РСПП, законопроект не урегулировал в полном объеме ряд ключевых вопросов, создающих риски для бизнеса, в частности, не обеспечил «содержательность» заключения налогового органа по материалам, направленным следственными органами, при этом в проекте закона отсутствуют предложения по увеличению порогового значения для определения крупного и особо крупного ущерба по налоговым преступлениям.

Проект федерального закона № 599584-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» серьезно увеличивает уголовную ответственность для налогоплательщиков, в частности, из-за использования отсутствующих в законодательстве терминов и нечетких формулировок.
РСПП полагает, что в текущих экономических условиях целесообразно:

  1. Отказаться от повышения фискальной нагрузки на бизнес минимум до 2018 года в любом формате (введение новых налогов, повышение ставок действующих, расширение облагаемой базы).
  2. Предусмотреть с 2018 года отлагательный принцип вступления в силу решений о повышении фискальной нагрузки (не ранее чем через два года с момента принятия закона).
  3. Отказаться от избыточного ужесточения уголовной ответственности для предпринимателей в связи с налоговыми нарушениями.
  4. Проводить оценку регулирующего воздействия по всем законопроектам, регулирующим налоговую сферу и обязательное социальное страхование, включая уровень ставок (тарифов). Обратить внимание на несоблюдение процедур публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов в налоговой сфере.
  5. Предусмотреть отказ в рассмотрении фискальных инициатив, увеличивающих нагрузку на бизнес в случае, если они не зафиксированы в основных направлениях налоговой политики на соответствующий период.
  6. Ввести универсальные льготы для инвестиционно активных компаний, включая инвестиционную льготу.
  7. Провести оценку уровня неналоговых финансовых обременений на бизнес (действующих и предлагаемых).

Только активизация политики по снижению нагрузки на бизнес и стимулированию инвестиционной активности бизнеса позволит создать условия для перехода от стагнации к экономическому росту и успешно решать задачи повышения конкурентоспособности российских компаний и импортозамещения.

Поделитесь