По проекту федерального закона №231802-4
По проекту федерального закона №231802-4 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
Утверждена Бюро Правления РСПП
10 марта 2010 года
Позиция РСПП
по проекту федерального закона №231802-4 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
В декабре 2005 года Государственной Думой Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона №231802-4 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", внесенный депутатами А.П.Ковалем, В.А.Востротиным и другими (далее – Законопроект).
Законопроект предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда третьим лицам в результате аварии на опасном объекте. Данным Законопроектом устанавливаются перечень объектов, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, минимальные страховые суммы по договорам страхования, размер и порядок выплат потерпевшим.
Анализ Законопроекта показывает, что он содержит концептуальные противоречия и его принятие будет иметь негативные финансово-экономические последствия для владельцев опасных объектов при отсутствии соответствующего повышения степени защиты интересов третьих лиц, в том числе граждан, в случае аварии на опасном объекте.
Законопроект не имеет достоверного финансово-экономического обоснования, оценивающего расходы компаний на уплату страховых премий и проведение дополнительных экспертиз, а также потери бюджетов всех уровней, связанные со снижением прибыли компаний, и соответственно, поступлений налога на прибыль.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О безопасности гидротехнических сооружений" владельцы опасных промышленных объектов и гидротехнических сооружений осуществляют обязательное страхование своей ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей среде в результате аварии на опасном объекте.
Фактические расходы компаний на уплату страховых премий по договорам страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", по оценкам экспертов ежегодно составляют более 2,5 млрд. руб.
Статистика аварий на опасных объектах показывает, что объем собираемых в качестве страховых премий средств достаточен для выплат на уровне компенсаций, выплаченных семьям погибших и пострадавших при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (до 2 млн.руб. в случае гибели человека).
Таким образом, действующие на сегодняшний день механизмы защиты интересов граждан при аварии на опасных объектах способны в достаточной степени обеспечить выплаты пострадавшим гражданам.
В то же время принятие Законопроекта многократно увеличит размеры страховых сумм по договорам обязательного страхования и приведет к изъятию средств промышленных компаний и государственного бюджета в размере до 25 млрд. руб. в год. Анализ статистических данных Ростехнадзора и МЧС России, показывает, что суммарные ежегодные выплаты по Законопроекту не превысят 5-6% от сумм сборов страховых премий, то есть основная часть сбора страховых премий будет направлена в доход страховщиков в ущерб промышленности и государственному бюджету. При этом изымаемые у компаний средства могли бы быть направлены на модернизацию производства и повышение его безопасности, а значит, и снизили бы вероятность причинения вреда третьим лицам в результате аварии на опасном объекте.
Законопроект наделяет профессиональное объединение страховщиков полномочиями по установлению порядка определения максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта. Учитывая заинтересованность страхового сообщества в установлении максимальных страховых сумм, определяемых на основании данных о возможном количестве потерпевших и уровне безопасности опасного объекта, наделение указанными полномочиями профессионального объединения страховщиков недопустимо.
Предусмотренное законопроектом право предъявления страховщиком регрессного требования к владельцу опасного объекта при наличии невыполненных предписаний органа государственного надзора (статья 13 Законопроекта) позволяет страховым компаниям практически при каждой аварии требовать с владельца опасного объекта возмещения произведенных страховых выплат.
В ходе рассмотрения Законопроекта в рамках образованной РСПП Временной рабочей группы по Законопроекту представителями Всероссийского союза страховщиков был представлен текст доработанного проекта федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", который не снял принципиальных замечаний к Законопроекту.
Принимая во внимание, что обязательное страхование является не единственной формой финансового обеспечения ответственности владельцев опасных объектов, целесообразно обеспечить повышение уровня защиты интересов третьих лиц, пострадавших в следствии аварии на опасном промышленном объекте и гидротехническом сооружении, путем внесения в изменений в Федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений" и иные законодательные акты. Указанные изменения, в частности, могут предусматривать:
гарантированный уровень защиты интересов граждан, пострадавших при эксплуатации опасных объектов, предоставив им право на получение компенсаций в сумме до 2 млн.рублей в случае гибели человека;
дифференцированный подход к применению различных форм финансового обеспечения ответственности в зависимости от финансового состояния владельца опасного объекта;
административную ответственность владельцев опасных объектов за несоблюдение требований по наличию финансового обеспечения ответственности.
На основании изложенного, Российский союз промышленников и предпринимателей считает необходимым:
1. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением провести повторное рассмотрение проекта федерального закона № 231802-4 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" и отклонить его.
2. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением обеспечить разработку федеральными органами исполнительной власти проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О безопасности гидротехнических сооружений" и иные законодательные акты (в части совершенствования механизмов защиты интересов третьих лиц в случае аварии на опасном объекте).
3. Комитету РСПП по природопользованию и экологии подготовить предложения по совершенствования механизмов защиты интересов третьих лиц в случае аварии на опасном объекте для направления их в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку соответствующего законопроекта.