По проекту ФЗ «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
П О З И Ц И Я
Российского союза промышленников и предпринимателей
по проекту федерального закона «Об экологическом аудите,
экологической аудиторской деятельности и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
П О З И Ц И Я
по проекту федерального закона
«Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Представленный проект федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» во многом структурно и содержательно повторяет Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», регулирующий проверки финансовой отчётности в целях защиты прав и интересов акционеров, кредиторов и инвесторов. Цели и задачи законодательного введения в России экологического аудита законом и пояснительными документами не обоснованы и не увязаны с существующими механизмами правового регулирования. Продекларированная в пояснительной записке задача создания рынка экоуслуг не требует принятия федерального закона.
В зарубежной и отечественной практике известны различные типы экологического аудита. Некоторые из них регулируются международными документами. Например, вопросы аудита систем экологического менеджмента исчерпывающе определены стандартами международной сери ISO 14000, а именно стандартами ISO 14001 и ISO 19011, которые путем прямого применения приняты и в российской системе ГОСТ Р. Данный тип аудита широко используется мировым бизнес-сообществом, в т.ч. и в России, успешно применяется предприятиями добровольно и в законодательном регулировании не нуждается.
В зарубежной практике регулирования отдельных вопросов охраны окружающей среды применяется аудит выполнения требований экологического законодательства в тех случаях, когда это законодательство опирается на рыночные механизмы (например, торговлю квотами на эмиссии как в США). Другой вариант аудита - контроль органом представительной власти полноты выполнения ответственным органом исполнительной власти целей и задач, установленных законодательством (например, в Великобритании). Подобные правовые механизмы в российском законодательстве и практике отсутствуют, их внедрение не предполагается. Попытки копирования порядка регулирования экологического аудита данного типа без механизмов, в рамках которых он применяется, бессмысленны.
Проект федерального закона устанавливает обязанность хозяйствующих субъектов проводить обязательный экологический аудит практически по всем направлениям деятельности компаний в рамках работ по обеспечению экологической безопасности. При этом обязательный экологический аудит полностью дублирует задачи системы государственного экологического надзора, не ограничивая его (ч.4 статьи 1). То есть, законопроектом закрепляется создание параллельной, дублирующей государственную, системы надзора за соблюдением установленных экологических требований. Предпринимателям фактически предлагается дважды оплатить мероприятия по экологическому надзору – в форме налогов, направляемых через бюджетную систему на финансирование деятельности органов государственного надзора и в форме платы за аудиторские проверки. РСПП считает такой подход неприемлемым. При этом, осуществление добровольного экологического аудита в дополнительном законодательном регулировании не нуждается.
Следует отметить, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты в сфере нормирования воздействия на окружающую среду на практике не обеспечивают учёта объективных различий в используемом сырье, технологиях, оборудовании и других аспектов, определяющих индивидуальную специфику каждого предприятия. Фактически законодательство не обеспечивает установления понятных, прозрачных, технически и экономически выполнимых требований, определяющих разрешённые уровни воздействия на окружающую среду – т.е. собственно предмета экологического аудита.
Эта проблема до настоящего времени надлежащим образом не проработана. Она также не решается проектом федерального закона №584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».
В целом принятие предлагаемого проекта федерального закона не позволит достичь каких-либо зримых результатов, имеющих положительное значение для общества в целом, однако создает неприемлемые риски роста административного давления, коррупционных проявлений, увеличения непроизводительных издержек предприятий и снижения их конкурентоспособности.
Учитывая вышеизложенное, Российский союз промышленников и предпринимателей полагает нецелесообразным принятие федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».