По развитию системы социального страхования
По развитию системы социального страхования
Утверждена Бюро Правления РСПП
29 сентября 2006 года
1. Состояние социального страхования
Страхование социальных рисков - одна из важнейших составных частей социальной политики государства, предприятий и организаций.
Действующая система страховой защиты работников в связи с утратой заработка пока не может полноценно обеспечить:
приемлемый уровень возмещения утраченного работником заработка, адекватный финансовым отчислениям работодателя;
высокую эффективность инструментов управления социальными страховыми рисками;
долгосрочную финансовую устойчивость обязательного социального страхования;
широкое распространение добровольного корпоративного и индивидуального социального страхования.
В Российской Федерации не сформирована ясная общенациональная стратегия развития страхования социальных рисков, отвечающая интересам работников и работодателей, сочетающая обязательное и добровольное страхование, увязанная с модернизацией финансирования государственного социального страхования и согласованная со сторонами социального партнерства. Государственные внебюджетные фонды, создаваемые как страховые системы, остаются преимущественно бюджетозамещающими источниками финансирования государственных обязательств.
В системе обязательного социального страхования сохраняются системные проблемы:
обязательное социальное страхование остается одной из немногих недоформированных областей с сильным наследием советской распределительной системы. Смешаны функции по страхованию работников и функции по оказанию государством социальной помощи незастрахованным, в том числе и неработающим гражданам;
недостаточная прозрачность внебюджетных фондов для основных плательщиков взносов – работодателей. Практически отсутствует паритетное участие социальных партнеров в управлении системой обязательного социального страхования, государство не поддерживает перехода к самоуправляемости страховых фондов, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники;
неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Фактически отсутствуют актуарные расчеты, не обоснованы размеры страховых взносов по видам рисков, не определены принципы распределения страховых платежей между работодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, остается значительный разрыв между уплачиваемым страхователями налогом и уровнем выплат застрахованным работникам;
потенциал негосударственных институтов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов) в страховании социальных рисков не используется. Частные компании отстранены от государственного социального страхования (за исключением ОМС). Добровольное страхование социальных рисков не интегрировано в государственную социальную политику;
фактическая замена страховых взносов налогообложением фонда оплаты труда работников не решила проблемы дефицита средств социального страхования для финансирования декларированных государственных гарантий. В силу изменения демографической ситуации доля неработающего населения увеличится. Возрастет и нагрузка на занятых.
Риск увеличения налоговой нагрузки на работодателей усилится.
2. Предложения по развитию системы страхования социальных рисков
РСПП полагает, что общая цель государства, бизнеса и профсоюзов состоит в формировании современной, экономичной и эффективной системы социального страхования работников от социальных рисков, связанных с временной утратой заработка (дохода).
РСПП считает, что:
Обязательное медицинское и социальное страхование должно быть переведено на реальные страховые принципы.
Обязательное социальное страхование за счет страховых платежей работодателей должно осуществляться в отношении застрахованного работника и обеспечивать выплаты страхового характера, связанные с временной утратой заработка.
Расходы фондов обязательного медицинского и социального страхования, не связанные с выплатой страхового возмещения застрахованным работодателем работающим гражданам, должны покрываться из общего налогообложения (из государственного бюджета).
Необходим переход на трехстороннее управление системой и средствами обязательного социального страхования Российской Федерации.
Оплата временной нетрудоспособности должна осуществляться с первого дня за счет средств страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации), а не за счет средств работодателей.
Должны быть созданы благоприятные условия для развития добровольного социального страхования (включая взаимодополняемость обязательного и добровольного социального страхования), расширения доступа к негосударственному корпоративному и индивидуальному социальному страхованию.
Создание нормативной правовой базы обязательного страхования социальных рисков должно основываться на фундаментальных страховых принципах:
страхование утраты работником заработка при наступлении страхового случая;
участие в формировании финансовой системы обязательного социального страхования работодателей и работников,
страховые тарифы, сформированные на базе актуарных расчетов;
разграничение социального страхования работающего населения и социального обеспечения граждан;
исключение из страховой системы нестраховых выплат (доплат), имеющих характер социальной помощи, либо характер льгот по социально-демографическим признакам; финансирование нестраховых выплат из общего налогообложения;
зависимость размеров пособий по страхованию от размеров платежей на обязательное социальное страхование;
совершенствование системы расчета и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию;
участие негосударственных страховых компаний в обязательном социальном страховании;
трехстороннее административное и финансовое управление обязательным социальным страхованием.
Должны быть определены четкие границы полномочий и ответственности государства, работодателей и работников в формировании системы обязательного социального страхования социальных рисков.
Модернизация существующей системы обязательного социального страхования на основе ключевых принципов и в соответствии с четкой программой реформирования, согласованной с представителями работодателей и работников, может быть осуществлена поэтапно в зависимости от степени проработанности законодательной базы по отдельным видам социального страхования.