По вопросу реализации в Российской Федерации проектов совместного осуществления

8 сентября 2009

По вопросу реализации в Российской Федерации проектов совместного осуществления

Утверждена Постановлением Бюро Правления РСПП
9 сентября 2009 года

Позиция РСПП по вопросу реализации в Российской Федерации проектов
совместного осуществления (статья 6 Киотского протокола)

В ноябре 2004 года Российской Федерацией был ратифицирован и в феврале 2005 года вступил в силу Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, направленный на ограничение и сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов (ПГ). Одним из механизмов достижения целей Киотского протокола является совместное осуществление проектов по сокращению выбросов ПГ в соответствии со статьей 6 Киотского протокола. Данный механизм позволяет привлекать средства иностранных партнеров в обмен на сокращения выбросов парниковых газов, а фактически – продавать достигнутые в результате реализации проектов сокращения выбросов ПГ в форме особых углеродных Единиц сокращения выбросов (ЕСВ), эмитируемых в национальном реестре углеродных единиц.

В настоящее время нормативно-правовая база, регулирующая порядок реализации ПСО в Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Киотского протокола, в основном, сформирована. Она включает в себя в общей сложности 13 документов, в том числе Федеральный Закон от 4 ноября 2004 года №128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата», постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 года №332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» и ряд нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, которые определяют порядок подготовки и утверждения проектов, а также порядок ведения Российского Реестра углеродных единиц.

Однако нормативно-правовые акты, призванные регламентировать вопросы осуществления контроля за ходом реализации проектов, подготовки и подачи в уполномоченные органы исполнительной власти Российской Федерации соответствующих ежегодных отчетов заявителями проектов, выпуска в обращение (эмиссии) Единиц сокращения выбросов, а также налогообложения средств, поступающих от иностранных партнеров в рамках совместного осуществления проектов, до сих пор не разработаны.

Несмотря на это, в России подготовлено уже более 100 проектов с общим ожидаемым сокращением выбросов ПГ свыше 200 млн. тонн СО2-экв. (за период с 2008 по 2012 гг.). По этому показателю Россия является абсолютным мировым лидером, занимая 60% соответствующего сегмента углеродного рынка, т.е. больше, чем все остальные страны вместе взятые. Еще не менее сотни проектов находится в стадии подготовки.

С марта 2008 года Минэкономразвития России принимает заявки на утверждение проектов совместного осуществления в соответствии со статьей 6 Киотского протокола. На сегодняшний день на утверждение в Минэкономразвития России подано свыше 40 проектов с общим потенциалом сокращения выбросов парниковых газов более 100 млн. тонн СО2-экв. Среди них проекты таких компаний, как Роснефть, ТНК-ВР, СУЭК, ТГК-4, Металлоинвест, Уралхим, Группа Илим, Архангельский ЦБК, Лесозавод-25 и других.

При этом речь идет о реальных средствах, которые могли бы стать серьезным подспорьем для российских компаний в условиях экономического кризиса. За 5 лет Киотского периода (2008-2012 гг.) доход российских компаний и бюджетов всех уровней от реализации на возмездной основе сокращений выбросов парниковых газов только по поданным на утверждение проектам мог бы составить порядка 1 млрд. долл. США, а общий объем инвестиций в соответствующие проекты – не менее 5 млрд. долл. США.

К сожалению, ни один из проектов, заявленных для совместного осуществления, пока не утвержден. Более того, ни один проект до сих пор не рассмотрен Комиссией, специально созданной Минэкономразвития России с участием других федеральных органов исполнительной власти для рассмотрения заявок об утверждении проектов для совместного осуществления в соответствии со статьей 6 Киотского протокола. По многим проектам нет заключений профильных министерств, что требуется действующей процедурой рассмотрения и утверждения ПСО. Более того, своим распоряжением от 27 июня 2009 года №884-р Правительство РФ фактически отменило действующий порядок совместного осуществления проектов в России, предложив Минэкономразвития РФ совместно с ОАО «Сбербанк» внести в него изменения, а по сути – разработать новый порядок, в котором ключевую роль будет играть Сбербанк.

Такая неторопливость и непоследовательность органов исполнительной власти вызывает у бизнеса серьезную озабоченность. Особенно у тех компаний, которые до кризиса инвестировали значительные средства в соответствующие проекты в расчете на получение отдачи, в том числе, за счет реализации сокращений выбросов ПГ в соответствии со статьей 6 Киотского протокола. Что касается иностранных приобретателей сокращений выбросов, то они чем дальше, тем больше переключаются на другие, более перспективные рынки (Китай, Индия, Бразилия, Украина), хотя еще недавно были готовы платить за сокращение выбросов ПГ российским компаниям.

По мнению Российского союза промышленников и предпринимателей, широкое применение механизма совместного осуществления проектов в соответствии со статьей 6 Киотского протокола могло бы стать важным дополнительным стимулом для российских компаний вкладывать средства в модернизацию производства, снижение его энергоемкости, повышение экологической безопасности, утилизацию отходов, развитие альтернативной энергетики на основе внедрения современных наукоемких и инновационных технологий и тем самым способствовало бы достижению долгосрочных стратегических целей, сформулированных Президентом и Правительством Российской Федерации, а именно – снижению энергоемкости российской экономики на 40%, повышению доли возобновляемых источников энергии до 4,5%, увеличению утилизации попутного нефтяного газа до 95%. В этой связи представляется, что поддержка ПСО должна стать одним из главных приоритетов работы федеральных органов исполнительной власти по повышению устойчивости и конкурентоспособности экономики с учетом современных глобальных экономических и экологических вызовов. Особенно в условиях экономического кризиса.

С учетом изложенного РСПП обращается в Правительство Российской Федерации с просьбой:

- завершить в кратчайшие сроки формирование в полном объеме нормативно-правовой базы для совместного осуществления проектов в соответствии со статьей 6 Киотского протокола. При этом РСПП готов оказать посильную консультативную помощь в разработке недостающей нормативно-правовой базы с целью продвижения проектов совместного осуществления;

- рассмотреть поданные в Минэкономразвития РФ заявки об утверждении проектов для совместного осуществления в соответствии со статьей 6 Киотского протокола и принять по ним решение, а в дальнейшем – обеспечить оперативное рассмотрение, утверждение и эффективный контроль за реализацией таких проектов в соответствии с действующим законодательством.

Поделитесь