Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Позиция РСПП «О государственной программе долгосрочных сбережений граждан» (ПДС)

11 октября 2023

Разработать программу долгосрочных сбережений (ПДС) поручил Правительству РФ совместно с Банком России Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию от 21 февраля 2023 года.

Концепция ПДС обсуждалась с участием профильного Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию, а также с бизнес-сообществом.

Позиция РСПП «О ходе реализации инициатив по развитию пенсионного рынка» включала в себя существенные элементы системы долгосрочных сбережений и была утверждена Бюро правления РСПП 24 февраля 2022 года.

При рассмотрении концепции ПДС в марте - апреле 2023 года Комитетом РСПП отмечено, что отрасль негосударственных пенсионных фондов (НПФ) заинтересована в запуске ПДС и её внедрение позволит создать новый институт долгосрочных сбережений, сформировать дополнительный пенсионный доход граждан России, развить накопительную систему обязательного пенсионного страхования (ОПС), а также эффективно привлекать новые долгосрочные инвестиции в экономику страны.

По мнению РСПП необходимым условием ПДС должна быть привлекательность для граждан, а также такие условия для операторов – НПФ, которые будут стимулировать развитие нового продукта.

В связи с этим РСПП считает, что ключевыми вопросами для принятия закона (внесен в Государственную думу 27.04.2023, принят в первом чтении 25.05.2023, готовится к принятию во втором чтении) являются следующие:

1. Предложения по изменению системы вознаграждения для фондов должны стимулировать их к развитию данного продукта, который отличается от существующих пенсионных планов и поэтому требует существенных дополнительных затрат.

Редакция законопроекта о ПДС ко второму чтению в части вознаграждения является компромиссом между предложениями разработчиков программы, Банка России и предложениями РСПП.

Данная редакция в части вознаграждения также поддержана профильным Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку.

2. В рамках доработки ко второму чтению в части оснований для досрочного изъятия средств на оплату дорогостоящей медицинской помощи, ранее накопленных в рамках ОПС, зафиксирована необходимость исключить риски существенного оттока средств из ПДС. Перечень и порядок изъятия на медицинскую помощь будет регулироваться отдельным постановлением Правительства РФ.

3. В части софинансирования со стороны государства РСПП предлагает обеспечить максимально длинный срок софинансирования из средств федерального бюджета вместо 3-х летнего срока.

В тексте законопроекта ко 2-му чтению закреплена норма о продлении срока софинансирования по решению Правительства РФ и при наличии возможностей федерального бюджета. Данная редакция соответствует позиции РСПП.

4. РСПП отмечает, что одним из важнейших стимулов для участия граждан в ПДС являются налоговые льготы. Меры налогового регулирования и соответствующие поправки в НК РФ в настоящее время готовятся в Правительстве РФ.

РСПП обращает внимание на необходимость обеспечить соответствующие поправки для действенных стимулов, что обеспечит активное участие граждан в новой программе.

5. Механизм перевода средств ОПС клиента в программу ПДС должен учитывать возможность передачи средств активами без дополнительных искусственных продаж и покупок ценных бумаг на финансовом рынке с определением стоимости таких активов в соответствии с мнением Банка России, чтобы не вызвать искусственного искажения стоимости ценных бумаг на финансовом рынке (например, переоценка бумаг до погашения).

Таким образом, РСПП отмечает, что редакция рассматриваемого законопроекта учитывает позицию РСПП по пунктам 1 - 3. Но важно исключить риск внесения изменений в текст законопроекта в этой части при его дальнейшем рассмотрении.

В части пунктов 4 – 5, несмотря на то, что они будут реализовываться не в рамках закона о ПДС, их учет является важным фактором для эффективной реализации ПДС.

РСПП отмечает эффективность диалога с Правительством РФ, Банком России, Государственной думы, Советом Федерации и ФНПР как при разработке концепции ПДС, так и при принятии закона о ПДС в Государственной думе.

*ПДС - Запуск государственной Программы долгосрочных сбережений граждан (ПДС) поручен Правительству РФ совместно с Банком России в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 21 февраля 2023 года.

Законопроект о ПДС принят Госдумой РФ в 1 чтении 25 мая 2023 г.

Суть предложений Минфина России и Банка России заключается в развитии института долгосрочных сбережений граждан через систему негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и инвестировании долгосрочных средств обязательного пенсионного страхования (ОПС) в экономику России через НПФ.

ПДС должна предоставить гражданам стимулы и гарантии для добровольного участия в Программе и формировать положительное отношение граждан к Программе.

Источниками ПДС являются добровольные взносы граждан, средства накопительной составляющей, софинансирование со стороны государства и взносы работодателя.

*ОПС - система обязательного пенсионного страхования – это государственная система пенсионного обеспечения, введенная в нашей стране с 2002 г., при которой работодатель обязан за своих работников уплачивать страховые взносы, а у работника, за периоды трудовой деятельности, формируется право на назначение и получение пенсии при достижении общеустановленного пенсионного возраста.

В системе ОПС формируется два вида пенсий: страховая (бывшая трудовая) и накопительная. Накопительная пенсия — формируется за счет страховых взносов и дохода от их инвестирования (не пополняется страховыми взносами с 2014 года). До 2014 года страховые взносы зачислялись в размере 6% из 22% от ФОТ, уплаченных работодателем. В настоящее время все взносы учитываются для страховой пенсии.

Поделитесь