Позиция РСПП «О реализации федерального проекта «Профессионалитет»»

24 февраля 2022

Правительством Российской Федерации 6 октября 2021 года утвержден перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Одной из инициатив вышеуказанного перечня является «Профессионалитет», реализация которой предполагает глубокий пересмотр реализуемых к настоящему времени подходов государственной образовательной политики к организации среднего профессионального образования.  Ответственным за осуществление данной инициативы федеральным органом исполнительной власти определено Министерство просвещения РФ.

По результатам опросов, проводимых Российским союзом промышленников и предпринимателей, недостаток квалифицированных кадров – по-прежнему наиболее острая проблема для бизнеса. Российский бизнес не может полностью укомплектовать штат по ряду профессиональных групп независимо от конъюнктуры рынка – и в кризисы, и в периоды подъёма экономики проблема дефицита кадров не теряет актуальности.

Сегодня более 56% опрошенных компаний - членов РСПП испытывают потребность в квалифицированных рабочих кадрах, подготовленных в соответствии с современными требованиями.

Крупные российские компании имеют большое количество успешных практик подготовки профессиональных кадров, обученных под нужды отдельно взятого предприятия. Представляется, что следует перейти к следующему этапу, когда количество этих практик, обобщение этого опыта должно привести к качественно новым изменениям в подготовке рабочих кадров высокой квалификации. Необходимы системные меры, которые позволят решить застарелые проблемы в системе среднего профессионального образования. Бизнес-сообщество совместно с государством готово включиться в эту работу.

В настоящее время сформулированы основные параметры реализации инициативы «Профессионалитет» в формате федерального проекта, определены основные показатели и результаты, что позволит к 2024 году создать 210 образовательно-производственных кластеров. Постановление Правительства РФ № 4 от 14 января 2022 года, определило правила конкурсного предоставления грантов из федерального бюджета на создание вышеуказанных кластеров.

На площадке Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП обсуждались возможности создания кластеров в таких отраслях экономики как металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, атомная, фармацевтическая, химическая и легкая промышленность. Кроме того, отмечалась большая востребованность специалистов в отрасли информационных технологий, в строительстве, в сфере гостеприимства, судостроении, сфере креативных индустрий, добыче редкоземельных и драгоценных металлов. Распределение грантов на конкурсной основе позволит подключиться к реализации проекта компаниям и отраслям, испытывающим нехватку специалистов.

РСПП поддерживает следующие, предлагаемые в рамках проекта, механизмы повышения качества подготовки кадров:

  1. Вовлечение отраслей (предприятий) в партнерское управление и функционирование профессиональных образовательных организаций с предложением различных вариантов их осуществления (механизм совместного учредительства, создание «управляющих компаний» и др.);
  2. Сокращение нормативных сроков обучения при сохранении требуемой на современном уровне квалификации за счет интенсификации обучения и максимальной практической ориентированности профессиональных образовательных программ;
  3. Реализация комплекса мероприятий по внедрению цифровой платформы для автоматизированного формирования образовательных программ «Профессионалитета»;
  4. Предоставление мер государственной финансовой поддержки в виде грантов на создание в регионах производственно-образовательных кластеров;
  5. Направление сотрудников предприятий на программы повышения квалификации в рамках федерального проекта «Профессионалитет» с целью осуществления педагогической деятельности по совместительству в образовательных организациях;

Вместе с тем РСПП фиксирует следующие проблемные вопросы, которые, на текущий момент, либо должны быть решены в рамках федерального проекта «Профессионалитет», либо нуждаются в уточнениях в ходе его реализации:

  1. Для успешной реализации проекта и вовлечения в него максимального количества отраслей экономики и социальной сферы, следует предусмотреть предоставление инвестиционного налогового вычета на расходы организаций в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы среднего профессионального образования. На XXX съезде РСПП данный тезис нашел поддержку Президента РФ. В.В.Путин дал соответствующие поручения по решению данного вопроса. РСПП считает, что соответствующие изменения налогового законодательства станут одним из решающих факторов успешной реализации ФП «Профессионалитет»;
  2. Вопросы подготовки и повышения квалификации педагогов, мастеров производственного обучения, а также управленческих команд колледжей и техникумов представляются другим ключевым аспектом, от которого критически зависит успешная реализация проекта. В целях удержания рамки отраслевых требований в вышеуказанных процессах необходимо участие корпоративных образовательных структур и отдельных работников компаний, обладающих необходимыми компетенциями. При этом при привлечении представителя работодателя к преподаванию в системе среднего профессионального образования, следует рассмотреть вопрос снижения административной нагрузки со стороны профессиональной образовательной организации для педагогов-совместителей. Также, стоит обратить внимание на необходимость максимально широкого охвата программами повышения квалификации всех участников проекта «Профессионалитет» (педагогов, мастеров производственного обучения, работников предприятий) в рамках деятельности образовательно-производственных кластеров;
  3. РСПП обращает внимание на важность продолжения работы по внедрению элементов системы дуального обучения при подготовке рабочих кадров для действующих и перспективных производств
  4. Одним из ключевых моментов в реализации проекта является трудоустройство выпускников и предоставление первых рабочих мест для них. Вложение бюджетных и внебюджетных средств в реализацию программ пилотного проекта должно иметь вполне конкретный результат в виде максимальной доли трудоустроенных выпускников по полученной специальности (до 70 – 80 %);
  5. При сокращении сроков обучения по программам «Профессионалитета», потенциальна возможна ситуация, что не достигшие совершеннолетия выпускники, не смогут работать на ряде сложных производств для которых установлено законодательное ограничение на труд несовершеннолетних. Решение данного вопроса также потребует изменений трудового законодательства РФ;
  6. Считаем, что частью федерального проекта, в перспективе, должен стать постепенный переход к персонализации среднего профессионального образования, учитывая возможный индивидуальный подход к созданию новых рабочих мест с уникальным запросом к компетенциям будущего работника, что не может быть решено в рамках массового выпуска традиционной учебной группы. Следует предусмотреть возможность предоставления индивидуальных образовательных маршрутов, как минимум, для части будущих выпускников;
  7. При формировании типовых программ «Профессионалитета», необходимо учитывать актуальную повестку в отношении «мягких навыков», в том числе вопросы финансовой и экологической грамотности;
  8. Необходимо четкое взаимодействие между Министерством просвещения Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей образовательных организаций высшего образования в части согласования участия в проекте вышеуказанных подведомственных организаций;
  9. В целях закрепления на производстве выпускников программ в рамках ФП «Профессионалитет», РСПП рекомендует Министерству просвещения РФ совместно с Министерством обороны РФ рассмотреть возможность предоставления отсрочки для обучающихся по вышеуказанным программам на период первых двух лет работы на базовом предприятии;
  10. РСПП считает, что необходима разработка правовых механизмов закрепления обязанности целевой отработки выпускниками (минимум двухгодичной) на базовых предприятиях-участниках проекта.

РСПП выражает принципиальную поддержку федеральному проекту «Профессионалитет» и усилиям Правительства РФ и Министерства просвещения РФ по его реализации. Считаем, что решение вышеуказанных вопросов будет способствовать его успешному осуществлению и снятию многолетних проблем, связанных с подготовкой квалифицированных рабочих кадров в нашей стране.

Поделитесь