В отношении проекта ФЗ № 347961-4, уточняющего условия и порядок переоформления прав на землю

26 января 2006

О позиции РСПП в отношении проекта ФЗ № 347961-4, уточняющего условия и порядок переоформления прав на землю

25 июня 2007 года комитет Госдумы по собственности рекомендовал принять этот важнейший для предпринимательского сообщества законопроект во втором чтении.  Ожидается, что оно состоится 29 июня 2007 года.

По мнению РСПП, представленная редакция проекта федерального закона соответствует достигнутым ранее с Правительством РФ договоренностям, устанавливающим:
- предельные ставки выкупа и аренды земельных участков в размере 2,5 и 2% от кадастровой стоимости соответственно для землепользователей – собственников зданий, строений, сооружений, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
- срок приобретения указанными лицами соответствующих участков по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости до 1.01.2010 г.;
- принцип неухудшения условий приобретения земельных участков в собственность по сравнению с действующими для иных категорий землепользователей.

При этом, с точки зрения РСПП, в законопроекте не достаточно четко прописаны нормы, регламентирующие процедуры переоформления прав на землю. В частности, неопределенность положений о документах, предоставляемых вместе с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, может привести к требованиям уполномоченных государственных органов предоставить документы, не только подтверждающие права землепользователей на соответствующие здания, строения, сооружения, но и подтверждающие факт их отчуждения из государственной или муниципальной собственности. При этом, как показывает практика, из-за особенностей приватизации в 90-х годах такие документы часто отсутствуют. В результате существенно затруднится процесс массовой приватизации земли, а ее выкуп до 1.01.2010 г., то есть по ценам, приемлемым для большинства российский промышленных предприятий может стать невозможным.

Предлагаемая в поправках к законопроекту норма о том, что соответствующий перечень документов устанавливается не Правительством РФ, а федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений, способна обеспечить оперативное решение данной проблемы. Это потребует продолжения активной работы в данном направлении уже после принятия закона Государственной Думой РФ.

Кроме того, не совсем понятна логика нормы законопроекта в соответствии с которой переоформление прав на землю под так называемыми линейными объектами устанавливается до 1.01.2013 г. РСПП полагает целесообразным установить единый для всех землепользователей срок переоформления прав на землю.

Таким образом, в целях законодательного обеспечения скорейшего переоформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности РСПП считает необходимым принятие законопроекта в период весенней сессии; разработку и принятие нормативных правовых актов, детально регламентирующих процедуры переоформления прав на землю, обеспечивающих заявительный порядок приобретения земельного участка в собственность и исключающих необоснованный отказ или затягивание сроков рассмотрения соответствующих заявлений, в том числе и нормативного акта, устанавливающего исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о приватизации земельного участка.

Поделитесь