А кадры кто?

Исследование, проведенное Европейским университетом в Санкт-Петербурге (ЕУСПб), показывает: в России профессиональный менеджмент в области корпоративной социальной ответственности (КСО) уже сформирован, но спрос на него распространен пока в узком кругу. Ожидается, что спрос будет возрастать по мере осознания бизнесом важности КСО для устойчивого развития.

Есть такая профессия

Исследование ЕУСПб включало анализ корпоративных документов, данных кадровых агентств и экспертный опрос менеджеров КСО. Авторы исследования пришли к выводу, что профессиональная специализация в сфере КСО в России в основном сформировалась: определился ее предмет, появляются обучающие программы в этой области, складывается профессиональное сообщество. Достаточно отчетлива и профессиональная самоидентификация менеджеров по КСО. Но профессиональный менеджмент в сфере КСО распространен пока в узком кругу крупных компаний, прежде всего тех, которые работают на международных рынках. Дальнейшие перспективы распространения и развития этой профессиональной специализации связаны с тем, насколько ощутимы будут для российских компаний выгоды социально ориентированного управления и давление глобальных тенденций в управлении организациями, связанных с внедрением принципов устойчивого развития, делают вывод авторы исследования.

"Несмотря на то что еще не создано этического кодекса и профессионального стандарта специалистов по КСО, можно говорить о том, что в настоящее время начинает складываться сообщество профессионалов, занимающихся этой проблематикой",— утверждает Светлана Тулаева из ЕУСПб. Об этом, по ее мнению, говорят следующие признаки.

Во-первых, наметилась функциональная основа данной специализации: по словам эксперта, она связана с реализацией социальных и экологических программ, а также с решением коммуникативных задач и подготовкой социальной отчетности.

Во-вторых, формирование новой профессии вызывает потребность в обучении, и образовательные программы действительно появляются. "Большинство опрошенных нами прошли различные краткосрочные тренинги и семинары, посвященные в основном вопросам взаимодействия со стейкхолдерами и нефинансовой отчетности,— говорит госпожа Тулаева.— Начинают развиваться и образовательные программы по КСО в системе высшего образования. На уровне бакалавра они включены в общий образовательный стандарт по менеджменту".

В-третьих, идет объединение профессионалов не только на основе выполняемых ими функций, но и на уровне общих ценностей. "Как показало исследование, большинство менеджеров демонстрируют мотивацию, которая характерна не столько для корпоративных менеджеров, сколько для участников общественных движений,— отмечает эксперт.— По данным нашего опроса, также видно, что осознание общественной значимости своей деятельности является вторым по значимости мотивом для работы в этой сфере после совершенствования своих профессиональных компетенций".

В-четвертых, появляются профессиональные объединения и ассоциации, которые специализируются на различных аспектах КСО, обсуждают и формируют свои позиции по этим вопросам. Среди наиболее значимых площадок в этой сфере госпожа Тулаева отмечает Комитет по корпоративной социальной ответственности и демографической политике РСПП, Ассоциацию менеджеров, Форум доноров. Наконец, на формирование профессиональной специализации указывает и автономия профессионалов в оценке своей деятельности. "Как показал наш экспертный опрос, для большинства экспертов наиболее значимой является оценка их деятельности со стороны коллег, профессионального сообщества,— говорит Светлана Тулаева.— Эта оценка может выражаться в получении каких-то наград, заключениях панелей экспертов по проектам компании".

Свои люди

Пока профессионалов в области КСО немного, и это не дает сформироваться рынку труда для этой профессии. Фактически в России открытого рынка специалистов по КСО пока нет, отмечает Елена Чернышкова, партнер и руководитель практики по работе с некоммерческими и образовательными учреждениями Odgers Berndtson.

"На рынке существует очень узкий круг профессиональных управленцев в сфере КСО и социальных проектов,— поясняет она.— На мой взгляд, на всю Россию их человек 200-300, включая директоров и менеджеров хорошо организованных частных фондов. Многие из них друг друга знают, бывают на одних и тех же конференциях, поэтому, не найдя у себя в компании подходящего кандидата, обычно обращаются к знакомым из этого сектора с просьбой рекомендовать человека. И только если и этот подход не работает, выходят на открытый рынок: обращаются к рекрутерам или хедхантерам. То есть КСО — это не очень профессионализированная с точки зрения рекрутинга сфера".

Поэтому путь в профессию чаще всего начинается не с поиска вакансий в сфере КСО — они появляются редко, а с прихода в крупную компанию, придающую вопросам социальной ответственности большое значение.

В развитых странах топ-менеджеры КСО часто приходят из сферы управления. К примеру, Линда Дж. Фишер, первый в США специалист сферы КСО в ранге вице-президента, назначенная на этот пост в компании DuPont в 2004 году. До назначения она работала заместителем главы Агентства по охране окружающей среды США, ранее работала на управленческих должностях в организациях, связанных с защитой от негативного воздействия пестицидов, химикатов и биотехнологий. В России же, по наблюдениям госпожи Чернышковой, на позиции менеджера КСО чаще всего приходят из PR-подразделения. Нередко этой позиции предшествует должность помощника руководителя. Изредка в сферу КСО приходят из HR.

Для Рустама Закиева, директора департамента коммуникационных и социальных проектов компании "Русал", знакомство с КСО началось в 90-е годы, когда он работал переводчиком в совместном проекте "Газпрома" и американской нефтяной компании Amoco на Ямале. "Мы облетели не одну оленеводческую бригаду и провели десятки встреч в отдаленных поселках с нашими стейкхолдерами в рамках совместной рабочей группы по экологии и развитию местных сообществ,— вспоминает он.— Это был очень интересный для меня опыт".

Рустам Закиев пришел в КСО десять лет назад, когда начал работать в PR-подразделении "Русала". "В нашей компании управление благотворительной деятельностью, социальными инвестициями и подготовка отчетности в области устойчивого развития находится в дирекции по связям с общественностью",— поясняет он.

Наталья Поппель, которая руководит управлением КСО в "Северстали", видит еще один источник кадров в НКО. "В последнее время подходы к управлению проектами в серьезных НКО сближаются с корпоративными подходами. "Менеджеры, работающие там, все чаще мыслят в категориях стратегии и управления эффективностью. Поэтому, переходя в компании, они легко адаптируются и могут быть успешны,— считает она.— Со своей стороны мы считаем важным поддерживать развитие некоммерческого сектора в регионах: компании нужны эффективные партнеры в решении социальных задач".

Сама Наталья Поппель до прихода в "Северсталь" работала как в крупных компаниях, таких как Норильский горно-металлургический комбинат, так и на руководящих позициях в некоммерческих организациях и фондах, учреждениях культуры, в том числе в Государственном музее А. С. Пушкина, музее-заповеднике "Царицыно".

Всем сестрам по серьгам

"Как показал наш экспертный опрос, единства в подходах к оценке эффективности работы менеджера по КСО пока не сформировалось, набор предлагаемых критериев весьма широк",— говорит Светлана Тулаева. Помимо оценки профессионального сообщества, которую указали в качестве основного критерия 65% опрошенных, в качестве важнейших критериев называли удовлетворенность местных сообществ социальными программами компании, качество социальных отчетов (по 56,25%). В числе критериев отмечались также удовлетворенность государственных органов власти, вклад в развитие бизнеса, количество и качество проведенных мероприятий, количество позитивных публикаций о компании в СМИ, отсутствие претензий у НКО. Предлагались и такие показатели, как количество благополучателей, участие в проектах КСО не только самой компании, но и ее партнеров.

Признание успешности работы специалистов КСО очень зависит от степени вовлеченности в эту тему руководства компании. "В России, на мой взгляд, ключевым фактором, влияющим на уровень развития КСО в компании, является понимание акционерами, руководством и менеджментом важности этого направления в достижении стратегических целей бизнеса и каждодневной операционной деятельности компании. Без этого "машина" КСО просто не будет ехать",— признает господин Закиев.

С другой стороны, такая вовлеченность во многом зависит от самого специалиста по КСО. "Успешный менеджер КСО прежде всего должен уметь увязать социальные инициативы с бизнес-стратегией компании, показать как пользу для бенефициаров, так и оправданность затрат для компании,— считает Владимир Торин, начальник управления общественных связей и коммуникаций компании "Еврохим".— Без этого трудно рассчитывать на то, что эти инициативы найдут понимание и поддержку как руководства, так и других сотрудников. Кроме того, важно видеть весь комплекс вопросов КСО, который шире, чем собственно социальные проекты. Влияние любой компании на условия жизни сообществ включает и экономическую, и социальную, и экологическую составляющую,— подчеркивает господин Торин.

"Проект может считаться значимым, если он создает новые возможности для качественных изменений, если он влияет на повышение устойчивости работы НКО и организаций, получающих инвестиции компании, если он способствует созданию и развитию партнерских отношений, участниками которых являются все важные для компании стейкхолдеры: органы власти, НКО, партнеры, сотрудники, средний и малый бизнес и т. д.",— перечисляет господин Закиев. Признаком успеха может служить, например, вовлеченность в социальные инвестиции не только самой компании, но и ее партнеров. "Это говорит о том, что наши подходы к социальной деятельности разделяются нашими партнерами, что наши программы прозрачны и понятны",— поясняет он. Также эффективность инвестиций повышает вовлеченность в проект сотрудников, волонтеров, местных жителей.

Именно поэтому наиболее эффективными в области КСО оказываются те специалисты, которые понимают, как работает каждый из задействованных в проектах механизмов. "Когда мы делали три года назад исследование профиля компетенций руководителей КСО, то выяснили, что самые успешные из них имеют опыт работы и в бизнесе, и в НКО, и в государственных органах,— говорит госпожа Чернышкова.— Эти проекты такие сложные и многофакторные, что человек должен быть руководителем и понимать в социальном проектировании, уметь взаимодействовать с властями, знать систему работы НКО и при этом понимать бизнес-стратегию".

Коммерсант, "Социальный капитал. Ответственность и открытость".
Приложение №94 от 03.06.2014

Скачать PDF - версию

Поделитесь