11 ноября 2016 года в Колонном зале Дома Союзов состоялось Всероссийское экономическое собрание, посвященное профессиональному празднику Дню экономиста, в котором принял участие Член Президиума Вольного экономического общества России (ВЭО России), д.э.н., Исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев.
Он передал поздравление от Президента РСПП А.Н.Шохина и выступил на пленарном заседании. В своем выступлении он выразил позицию РСПП по проекту бюджета и денежно-кредитной политики. В частности он отметил, что Предложенный проект является бюджетом не развития, а стабилизации с рисками «сваливания» в низкие темпы роста, как из-за роста фискальной нагрузки, так и недостаточно эффективной структуры расходов. В условиях высокой стоимости заемных средств сокращаются расходы на Подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства» с 11,3 млрд. рублей в 2016 году до 4,2 млрд. рублей в 2019 году. Это негативный сигнал для малого бизнеса. Сокращается объем финансирования Фонда развития промышленности в 2017 году на 4 017,6 млн. рублей. Учитывая высокую востребованность данного института, необходимо сохранить текущий объем финансирования. Исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев представил предложения от РСПП:
Недопущение роста фискальной нагрузки на бизнес, отказ от мер, которые могут привести к снижению инвестиционной активности.
Упор на универсальные, а не точечные стимулирующие меры.
Ориентация на целевые значения инфляции (4 % на ближайшие три года) при формировании денежно-кредитной политики, особенно в части долгосрочных кредитов.
Он также отметил, что не может не беспокоить отказ Банка России играть значимую роль в части стимулирования экономического роста («В то же время с учетом характера решаемых центральным банком задач его политика по объективным причинам не может стать основной движущей силой экономического роста»).
В проекте отмечается необходимость перехода к инвестиционно-инновационной модели экономического роста, обновления основных фондов и развития инфраструктуры, внедрения новых технологий. При этом избыточно жесткие подходы к денежно-кредитной политике могут создать риски для реализации вышеуказанных задач.
Недостаточно учитывается озабоченность предпринимательского сообщества недоступностью кредитования. Результатом становится рост востребованности институтов развития как источника финансирования инвестпроектов и искаженная структура инвестиций в основной капитал, когда уже 56,5% инвестиций приходится на собственные средства компаний, а на кредиты банков лишь 8 % инвестиций. Искажается ситуация на финансовом рынке, когда заемное финансирование в банках и на рынке ценных бумаг практически не рассматривается как источник финансирования инвестиционных проектов. У нас крайне несовершенна структура финансового посредничества. У нас непропорциональный рынок капиталов 80% активов (80 трлн. Рублей) находится в банковском секторе. Для сравнения, всего лишь 2 трлн. на страховом рынке. В стране не развит небанковский рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок, а значит, нет длинных денег, которые могли бы вовлекаться в экономику. Снижать ключевую ставку надо, аргументов против становится все меньше. Тем не менее, очевидно, что низкие процентные ставки при нынешних условиях, не решат проблемы оживления экономики, тем более роста. Это важно для развития ипотечных программ потребительского кредитования. Однако, важнейшее условие – создание инвестиционного и потребительского спроса, снятие административных барьеров ведения бизнеса, создание предсказуемости и уверенности, доверия и стабильности в осуществлении финансово-экономической налоговой политики властей.
Не определена политика в части существующей развилки между снижением стоимости заемных средств и продолжением использования институтов развития и льготных финансовых инструментов. Кроме того, не зафиксирована стратегия Банка России в отношении временно замороженных инструментов, включая проектное финансирование.
Таким образом, основные проблемы в реализации ДКП, в основном, из-за внутренних причин и видятся в недостаточно эффективной трансформации сбережений в инвестиции, в том числе по причине высоких процентных ставок, низкого спроса на кредитные ресурсы, коротких сроков кредитования и т.д.