Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Аккредитацию подтолкнули к ответу: Белый дом готов дать Росаккредитации полномочия, но не деньги

©

Белый дом пытается придать новый импульс реформе системы аккредитации, которая забуксовала, несмотря на создание в конце 2011 года отдельного ведомства. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что базовый закон об аккредитации, который чиновники и промышленность не могут согласовать с 2006 года, должен быть принят в этом году. При этом Росаккредитация не получит дополнительного финансирования, но может получить новые полномочия для борьбы с мошенническими сертификатами соответствия, которые, по неофициальным данным, составляют более половины от годового объема отрасли — 700 млрд руб. Тем не менее даже чиновники не ожидают от системы аккредитации слаженной работы до середины 2016 года.

Участники совещания, которое прошло вчера в формате "Открытого правительства" под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, констатировали: спустя полтора года после создания отдельного ведомства — Росаккредитации — единая система аккредитации и подтверждения соответствия не создана. Рынок поддельных сертификатов процветает, а основополагающий закон об аккредитации так и не добрался до первого чтения в Госдуме. Во многом такое положение вещей связано с объективными факторами. Росаккредитация была создана в октябре 2011 года — полномочия по проведению аккредитации новому ведомству передали Минрегион, Россельхознадзор, Россвязь, Ростехрегулирование, Роспотребнадзор и Росжелдор. Принцип единства системы аккредитации был нарушен уже на стадии передачи полномочий, потому что право самостоятельно проводить аккредитацию сохранили все силовые ведомства, а также МЧС, Минобразования, Росреестр, Росздрав, "Росатом" и Межгосударственный авиационный комитет. При этом уже в самом начале Росаккредитация столкнулась с нехваткой сотрудников и необходимостью соединять разрозненные информационные ресурсы, оставшиеся ей от других ведомств. Как признали участники совещания, основными проблемами отрасли остаются невнятные требования к участникам процесса, непрозрачные механизмы аккредитации и, как следствие, наличие большого числа недобросовестных органов по аккредитации, которые выдают мошеннические заключения и сертификаты соответствия.

Многие из этих вопросов должен был снять базовый закон об аккредитации. С 2006 года было подготовлено шесть редакций этого законопроекта. Летом прошлого года последняя версия была одобрена правительством и направлена в государственно-правовое управление президента, где и пролежала почти девять месяцев — до конца марта. Задержка связана с концептуальными разногласиями между Минэкономики и представителями крупного бизнеса (их представляют эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей, РСПП). По мнению РСПП, в законопроекте по сравнению с текущим вариантом нужно детально прописать порядок оплаты процедуры аккредитации, а также то, что Росаккредитация не должна совмещать функции надзора и проведения инспекций, индивидуальные предприниматели не должны проводить оценку соответствия, а ответственность аккредитованных лиц должна быть застрахована. Игорь Шувалов в среду подчеркнул, что законопроект и подзаконные акты к нему необходимо принять осенью этого года, а разногласия следует утрясти до рассмотрения документа во втором чтении. Глава Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский с таким подходом согласился, попутно предложив, чтобы создаваемый при Росаккредитации общественный совет возглавил представитель промышленности.

Первый вице-премьер также дал понять, что правительство не собирается увеличивать финансирование Росаккредитации, заявив, что "что количеством чиновников ситуацию никак не исправить". В то же время Игорь Шувалов высказался за расширение инструментария службы для борьбы с мошенническими сертификатами. Для этого Росаккредитация может получить дополнительные полномочия по проведению административных расследований и внеплановых проверок, решено создать и межведомственную рабочую группу с участием представителей МВД и Генпрокуратуры. По словам министра по вопросам "Открытого правительства" Михаила Абызова, оборот торговли "левыми" сертификатами, по неофициальным данным, составляет 400 млрд руб. в год при общем объеме рынка аккредитации и сертификации — 700 млрд руб. Господин Абызов добавил, что в ближайшее время появится трехлетняя "дорожная карта" реформы системы аккредитации, подготовленная с участием экспертов "Открытого правительства". "Середина 2016 года — это срок, когда все должно начать работать",— заключил Игорь Шувалов.

Коммерсантъ

Поделитесь