17 сентября в Москве, в РИА-Новостях прошла пресс-конференция, на который были представлены результаты исследования влияния налога с продаж на макроэкономическую ситуацию в России и участников рынка розничной торговли. Исследования проводились по заказу Ассоциации Компаний Розничной Торговли.
В пресс-конференции приняли участие Председатель Президиума АКОРТ, член Правления РСПП, сопредседатель Комиссии РСПП по торговле и потребительскому рынку Илья Якубсон, первый проректор, заведующий лаборатории экономико-социологических исследований НИУ-ВШЭ доктор экономических наук, профессор Вадим Радаев и директор Института «Центр развития» НИУ-ВШЭ Наталья Акиндинова.
В своем выступлении Илья Якубсон разъяснил позицию АКОРТ относительно инициатив Минфина России по изменению существующих налоговых правил, в частности введению налога с продаж. Он привел такие данные: сегодня доля сетевой розницы в розничном товарообороте России не превышает 21%. При этом доля сетевой розницы в регионах варьируется от 50% в Санкт-Петербурге и более 30% в Москве и Московской области и до менее 15% в остальных регионах. Причем, только 40% сетевой розницы полностью оплачивает налоги в бюджеты всех уровней. После введения налога с продаж, подчеркнул выступающий, ожидается уменьшение этой доли до 25%, следовательно, потери от «ухода в тень» сведут на нет потенциальные сборы налога с продаж, при этом проблема наполняемости региональных бюджетов так и не будет решена. В качестве возможного выхода из ситуации Илья Якубсон предложил на основе мониторинга крупнейших компаний сформировать модель устойчивой налоговой базы (с этой целью будет необходимо в каждом секторе проанализировать топ-20 крупнейших розничных компаний). Ожидаемый положительный эффект, по его словам, будет выражен в том, что к 2015 году повышение объема налоговых сборов составит 200 млрд руб.
В пользу этой модели свидетельствуют и данные проведенных исследований, изложенные в выступлениях других участников пресс-конференции.
В выступлении Натальи Акиндиновой прозвучал анализ основных причин возникновения бюджетного дефицита в России. Она рассказала, что специалистами НИУ-ВШЭ была проведена оценка влияния возможного повышения налоговой нагрузки на экономическую динамику и состояние бюджета. По её словам, несмотря на то, что в целом налоговая нагрузка в России соответствует среднему мировому уровню, нагрузка на компании, добросовестно уплачивающие налоги оказывается выше, чем в США и ЕС. При этом Н.Акиндиновой была отмечена высокая доля теневого сектора (в районе 25–30%). Характерно, что в период действия данного налога (для примера – в 2003 г.) его собираемость не превышала 2–3% бюджетных доходов. Оценив текущий потенциал сбора налога с продаж, выступающая резюмировала, что в большинстве регионов его введение не позволит решить проблему дефицита бюджета.
Проанализировав возможные эффекты повышения налогов для экономики и для бюджета из расчета введения 3-процентного налога с продаж, повышения НДС с 18 до 19% и НДФЛ - до 14%, Н.Акиндинова подчеркнула, что в сложившихся условиях повышение налоговой нагрузки будет способствовать уходу темпов роста ВВП в отрицательную область, снижению инвестиционной активности, дальнейшему ускорению инфляции. По ее мнению, с учетом ухудшения макроэкономической ситуации целесообразно было бы отложить повышение налогов по крайней мере до тех пор, пока экономика не вернется на траекторию роста, а инфляция не стабилизируется. В случае наступления рецессии специалисты НИУ-ВШЭ предлагают прибегать к иным способам балансирования бюджета, например, к использованию ранее накопленных резервов, ограничению роста расходных обязательств. В случае же неизбежности повышения налоговой нагрузки, по мнению выступающей, следует отдавать предпочтение повышению ставок уже существующих налогов перед введением новых налогов (в первую очередь – НДФЛ).
Также она отметила, что при выборе между НДС и налогом с продаж НДС является предпочтительным, поскольку не нужно создавать новую систему администрирования налога с продаж (либо воссоздавать старую); при этом нельзя не учитывать того обстоятельства, что введение налога с продаж увеличит сравнительные преимущества компаний, уходящих от налогообложения перед компаниями – добросовестными налогоплательщиками, работающими в одних и тех же сегментах рынка.
Вадим Радаев представил присутствующим результаты исследования влияния планируемых изменений в системе налогообложения на бизнес-модели участников рынка, базирующегося на данных специального опроса, в котором приняли участие более 100 компаний, и серии экспертных интервью с финансовыми менеджерами компаний. Он сообщил, что хотя Россия и демонстрирует позитивную динамику в международных рейтингах условий для ведения бизнеса (занимая 92 место из 183 стран), оказалось, что большинство участников рынка, независимо от профиля и масштаба бизнеса, считают, что качество услуг, предоставляемых государством, не соответствует текущей налоговой нагрузке. От 40 до 65% компаний считают условия ведения бизнеса в России плохими или очень плохими по таким параметрам как: получение разрешений, доступ к материальным ресурсам, качество инфраструктуры, стабильность финансовой системы, безопасность бизнеса и работа судебной системы. Безусловно, подчеркнул выступающий, эти данные необходимо учитывать при оценке налоговой системы.
На вопрос, какие изменения в налоговой системе окажутся наиболее болезненными для бизнеса, 83% компаний потребительского сектора сообщили, что введение налога с продаж сильно или весьма заметно повлияет на их финансовое положение. Что касается ожиданий влияния на экономику в целом, В. Радаев озвучил следующие цифры: повышения розничных цен ожидают 94% опрошенных, снижения темпов роста потребительских рынков – 86%, роста теневой экономики – 84%, снижения инвестиционной активности – 83%, снижения конкурентоспособности крупных компаний – 62%. Кроме того, большинство участников опроса (80%) согласились с тем, что после введения налоговых изменений налоговая дисциплина малого бизнеса значительно понизится. В заключение докладчик озвучил основные альтернативные способы пополнения региональных бюджетов, в т. ч. повышение эффективности борьбы с уклонением от уплаты налогов, оптимизацию и сокращение государственных расходов, в т. ч. путем более действенной борьбы с коррупцией, и упрощение налогового администрирования, добавив, что правительством выбран крайне неудачный момент для повышения налогов в силу сложившейся макроэкономической ситуации и ускорения инфляционных процессов.
Во второй половине пресс-конференции ее участники ответили на вопросы журналистов.