Александр Мурычев принял участие в обсуждении мер по обеспечению развития экономики в Государственной Думе

27 января 2026 года состоялось расширенное заседание Комитета Государственной Думы по финансовому рынку по вопросам взаимодействия Государственной Думы, Правительства РФ и Банка России в реализации мер по обеспечению развития экономики. В заседании участвовали члены Комитетов Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам, экономической политике, а также члены фракций «Справедливой России» и КПРФ, руководители Банка России, Министерства экономического развития РФ, промышленности и торговли, финансов, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Росфинмониторинга.

На заседании выступил вице-президента РСПП Александр Мурычев. В выступлении было обращено внимание на главный вызов для российского бизнеса – тотальную неопределённость в выстраивании стратегий развития, обеспечении их реализации. Инвестиционные проекты замораживаются. Очевидно, это влияет на реализацию программ структурных изменений в экономике. При этом, если не достигнуть структурных изменений – снижение ключевой ставки ничего не даст для роста экономики.

«В этих условиях, как обеспечивать указания президента РФ по восстановлению темпов роста экономики, инвестиционной активности и решение структурных проблем в отраслях экономики и удерживать уровень инфляции на конец 2026 года в диапазоне 4 – 5%? При этом, чтобы реализовать цели к 2030 году нужно выходить ежегодно на рост экономики минимум 3-3,5% .

Правительству и ЦБ РФ надо пересматривать прогнозы по обеспечению роста ВВП. К примеру, ЦБ в июле 2025 года  сохранил прогноз по росту ВВП на 2026 год – в интервале 0,5-1,5% и в 2027 – 2028 году –1,5-2,5%.

Нужен коренной пересмотр модели роста: от ресурсов к инвестициям. Основной «таргет» должен смещаться на рост экономики. А инвестдинамика в настоящее время отрицательная. В первом квартале 2025 года инвестиции в основной капитал выросли на 2,9% к предыдущему кварталу, во втором квартале сократились на 3,7%, в третьем квартале - еще на 1,7%. Кризис в инвестиционной сфере перешел в открытую фазу.

Основные проблемы предприятий: огромный рост издержек в связи с высокой ставкой, недостаток собственных средств. Для МСП – нарастающей проблемы с банкротством.

РСПП заботит волатильность рубля в 2025 году, усугубленная его укреплением, более чем на 20 – 25% на фоне падения цен на нефть на 25%, это создает риски для бюджетных поступлений и экспортёров. Сейчас нарушилась устойчивая корреляция «нефть растёт – рубль укрепляется/нефть падает – рубль ослабляется». Раньше Банк России мог действовать «по тренду» экспортной выручки: на росте нефти выкупать валюту в резервы, на падении — продавать и сглаживать курс. Сейчас ситуация, когда нефть снижается одновременно с ослаблением/нестабильностью рубля, то есть привычный «автоматический стабилизатор» через экспортную выручку работает хуже, бюджетное правило работает, по сути, не так эффективно, как раньше, при падающей нефти и одновременном укреплении рубля Банк России и Минфин продолжают продавать валюту из резервов оказывая дополнительное давление на курс. По всей видимости настала пора скорректировать бюджетное правило или хотя об подумать на сколько в текущих условиях оно эффективно. Может целесообразно часть резервов ФНБ оставлять в рублях? И размещать под высокую процентную ставку в тех же ОФЗ? Такой политики придерживаются многие центральные банки, и мы РСПП об этом тоже не один раз высказывались.

Переход к рублевым инструментам (управление ликвидностью через ОФЗ/депозиты/операции с банками) точнее бьёт в текущие драйверы курса: рублевая ликвидность, стоимость фондирования, спрос на рубли в финансовой системе. Это снижает потребность «жечь» валютные резервы и делает эффект более устойчивым. Особенно в условиях дедолларизации экономики.

В ежегодном опросе РСПП мы спросили наших членов – «Какой курс был бы им удобен?» И на каком уровне, по их мнению, балансируются интересы экспортеров и импортеров. Не претендуем на статистическую достоверность, но медианное значение оптимального курса рубля по отношению к доллару США в соответствии с опросом - 82,5 руб. Это не значит, что это тот самый идеальный курс, скорее, более-менее консенсусное пожелание большинства участников опроса.

В сложившихся условиях для бизнеса критически важным фактором стабильности является не столько номинальное значение курса, сколько его предсказуемость и прогнозируемость в долгосрочной перспективе, что позволяет компаниям эффективно планировать инвестиции и операционную деятельность».

Поделитесь