Александр Шохин: Активно инвестирующие компании не должны чувствовать повышение налогового бремени

Обложка новости

Президент РСПП Александр Шохин в ходе сессии Московского финансового форума «Налоговая система 2025+. Курс на предсказуемость» дал оценку пакету налоговых изменений, которые начнут действовать в 2025 году. Он назвал их социально справедливыми, но вместе с тем требующими доработки.

«Если говорить о справедливости, мы считаем, что в новом пакете налоговых предложений, называйте его «перестройкой» или иным способом, действительно, много принципов социальной справедливости. Не только прогрессивная шкала НДС, НДФЛ, ну и многие другие вещи», - сказал Александр Шохин, дополнительно выделив механизм социального налогового вычета, а также сохранение «относительно низких» налоговых ставок.

«В частности, мы считаем, что перераспределение фискальной нагрузки на прибыль вместо уплаты оборотных налогов и иных платежей, например, курсовых экспортных пошлин – это шаг в сторону социальной справедливости. РСПП настаивал, что повышение оборотных налогов, да еще и в не самых простых экономических условиях, приведет к налогообложению убытков, в условиях необходимости пополнения бюджета лучше повышать налог на прибыль», - отметил глава РСПП.

По его словам, введение механизма федерального инвестиционного налогового вычета – также шаг в сторону социальной справедливости. Активно инвестирующие компании не должны чувствовать повышение налогового бремени.

«Если говорить о поддержке семей с детьми, это тоже важный шаг. Важным является и сохранение относительно низких ставок налогов. Наша убежденность состоит в том, что одним из ключевых принципов социальной справедливости является предсказуемость фискальной политики. Люди, добросовестные предприниматели и работодатели, платят те налоги, которые не только сейчас существуют, но их можно спланировать на будущее», - подчеркнул Александр Шохин.

Говоря о том, что еще нужно донастроить, он призвал «довести до автоматизма» федеральный инвестиционный налоговый вычет и определить критерии инвестиций, подпадающих под этот вычет. Президент РСПП напомнил, что изначально бизнес оценивал необходимый для компенсации инвестиционно активными компаниям роста налога на прибыль вычет в 500 млрд рублей. Затем эта оценка была снижена до 300 млрд рублей, потом - до 200 млрд рублей (такая цифра фигурировала в финансово-экономическом обосновании к подготовленному Минэкономразвития РФ проекту постановления правительства о ФИНВ, при этом на сам вычет предполагалось направить 6% от инвестиций).

«Сейчас федеральный инвествычет составляет где-то 7% от того дополнительного дохода, который бюджет получил за счет повышения налога на прибыль. Считаем, что не вполне справедливо. Будем двигаться в сторону большей справедливости», - подчеркнул глава РСПП.

Он также поставил под вопрос перечень отраслей, на которые распространяется вычет. «Он был ограничен, хотя мы считаем, что есть отрасли, которые явно могли попасть в этот вычет – и IT, и связь, и ЖКХ, и так далее», – добавил Александр Шохин.

В своем выступлении он также коснулся так называемого «налога на инвестиции», когда налоговые органы в рамках многочисленных налоговых проверок (в конце 2023 года открыто более 70 проверок предприятий энергетики), доначисляют налог на имущество, признавая машины и оборудование недвижимым имуществом.

«Проблема носит универсальный межотраслевой характер. Для ее системного урегулирования РСПП предлагает внести поправки в ст. 374 Налогового кодекса, предусматривающие, что машины и оборудование, установленные на предприятиях, не являются объектом налогообложения налогом на имущество независимо от факта ввода их в эксплуатацию в составе объектов завершенного капитального строительства. Законопроект, рассматривающийся Государственной Думой, решает проблему лишь для отдельных видов оборудования», - пояснил глава РСПП.

«Что же касается продления 50%-ного ограничения на зачет убытков прошлых лет до 2030 года, то эта временная мера была введена в 2017 году, в 2026 году должна завершить свое действие. Продление ее до 2030 года говорит о том, что это не временная мера. Мы не поддерживаем продление ограничения на перенос убытков прошлых лет. Сохранение ограничений на зачёт убытков способствует накоплению значительных отложенных обязательств бюджета», - добавил Александр Шохин.

Он также указал, что если власти настроены продолжать процесс редомицеляции иностранных компаний, то просто необходимо закрепить льготные механизмы, которые сделают привлекательной российскую юрисдикцию «по сравнению с тем, что мы имеем сейчас на достаточно длительный период времени, ну, уж не меньше, чем на 10 лет».

VIII Московский финансовый форум организован Минфином России и столичным правительством. Его ключевая тема – «Суверенная финансовая система в период трансформации: на службе национальным целям, на страже благосостояния». В работе форума принимают участие представители федеральных и региональных органов власти, бизнеса, общественных организаций и объединений, эксперты в сфере экономики и финансов.


Поделитесь