Александр Шохин: Евразийская инфраструктура нуждается в новом регулировании, финансировании банками развития в увязке с задачами пространственного развития

12 сентября 2023 года Президент РСПП Александр Шохин принял участие в сессии Восточного экономического форума «Логистика будущего: инфраструктура как исходная точка евразийской интеграции».

В свете современных мировых вызовов значение крупных инфраструктурных проектов резко возрастает. Укрепление торгово-экономических связей с Восточными странами является двигателем для увеличения объема товарооборота, а обновление логистических маршрутов предоставляет новые возможности для российских экспортеров. Вопрос о том, как корректно оценить будущий грузопоток до 2030 года, и какие виды грузов могут конкурировать с углем в этом контексте, также привлекли внимание.

В своем выступлении Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин рассказал о том, как развитие инфраструктуры может поддержать процесс евразийской интеграции и, в свою очередь, как интеграционные инициативы на евразийском пространстве могут способствовать инфраструктурному росту.

«Развитие транспортной инфраструктуры – одно из ключевых направлений евразийской экономической интеграции, закрепленное в Договоре о ЕАЭС от 2014 г. Согласно ему в числе приоритетов скоординированной политики сторон том числе определены:

  • создание и развитие евразийских транспортных коридоров;
  • реализация и развитие транзитного потенциала в рамках Союза;
  • координация развития транспортной инфраструктуры;
  • создание логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозок.

Конкретные задачи по развитию евразийской инфраструктуры закреплены и в действующих Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».

По словам Александра Шохина, Коллегией ЕЭК утвержден перечень евразийских транспортных коридоров и маршрутов. Он включает в себя евразийские одномодальные железнодорожные маршруты, евразийский мультимодальный маршрут, а также евразийские автомобильные коридоры и маршруты.

По мнению Президента РСПП, интерес ЕАЭС к сотрудничеству в развитии инфраструктуры совершенно понятен с учетом значимости данной отрасли для развития экономики и укрепления производственных связей. По оценкам ЕЭК рост инвестиций в инфраструктуру на 1% от ВВП дает дополнительный прирост производства от 2 до 5%. МВФ приводит следующее соотношение: увеличение расходов на инфраструктуру на 1% повышает уровень ВВП на 1,5% за 4 года (т.е. в среднем 0,4% в год). Развитие евразийской инфраструктуры – это стратегически важная задача с долгосрочными социально-экономическими эффектами.

«На прошедшем 24–25 мая этого года втором Евразийском экономическом форуме лидеры государств-членов ЕАЭС единодушно выразили желание укреплять бесшовность перевозок и оптимизацию процедур на евразийском пространстве», - отметил Александр Шохин.

«Российский бизнес согласен с подобной точкой зрения и активно вовлечен в работу вместе с органами власти. Так, по результатам опроса компаний-членов РСПП, ТПП РФ, Опоры России в июле августе этого года «Повышение доступности инфраструктуры» заняло четвертое место среди всех инструментов стимулирования инвестиционной активности и мер поддержки».

«Отечественный бизнес акцентирует важность развития инфраструктуры как одного из ключевых направлений евразийской экономической интеграции на период до 2030 и 2045 г. Такая работа ведется по инициативе нашей страны, председательствующей в органах ЕАЭС в 2023 году».

«Так, одна из ключевых целей по развитию транспортно-логистической инфраструктуры ЕАЭС – повышение конкурентоспособности транспортной инфраструктуры МТК «Север – Юг» и транспортно-логистических коридоров в Азово-Черноморском и Восточном направлениях».

Достижению данной цели, по мнению бизнеса, может способствовать взаимодействие участников ЕАЭС по следующим направлениям:

  1. Снятие инфраструктурных ограничений и согласованное развитие железнодорожной инфраструктуры международного транспортного коридора «Север – Юг» и транспортно-логистических коридоров в Азово-Черноморском и Восточном направлениях;
  2. Совершенствование системы управления перевозочным процессом;
  3. Повышение уровня транспортно-логистических сервисов при обеспечении перевозок массовых и высокодоходных грузов на маршрутах МТК.
  4. Координация развития транспортных маршрутов, проходящих по территории ЕАЭС, в том числе международных транспортных коридоров (МТК) «Север – Юг», «Восток – Запад», а также «Европа – Западный Китай» с целью формирования единых подходов и правил осуществления перевозок и стыковки маршрутов между собой;
  5. Гармонизация таможенных режимов, унификация системы перевозочных документов, а также координация тарифной политики в целях расширения перевозок грузов по международным транспортным коридорам, проходящим по территории ЕАЭС;
  6. Развитие единой цифровой инфраструктуры международных транспортных коридоров, решений и сервисов, позволяющих участникам осуществлять обмен информацией на всем пути движения грузов, планирование маршрутов и электронное взаимодействие с уполномоченными органами.

Глава РСПП подчеркнул, что международные транспортные коридоры могут играть ключевую роль в стимулировании комплексного пространственного развития ЕАЭС и укреплении экономической кооперации. «В условиях высокой международной неопределенности, когда перевозка грузов по традиционным морским маршрутам сопряжена с все более серьезными рисками, сухопутные транспортные коридоры получают новое дыхание. Однако важно своевременно расшить «узкие места» с перспективой на долгосрочное использование», - резюмировал Александр Шохин.

Александр Шохин также отметил, что в условиях серьезного международного давления ряд крупных банков развития (НБР, АБИИ) фактически отказались от реализации новых проектов на территории нашей страны. Вместе с тем их ресурсы могли бы быть использованы для реализации инфраструктурных проектов на территории государств-членов ЕАЭС, в то время как средства «менее чувствительных» институтов, таких как ЕАБР, могли бы быть направлены на реализацию проектов в России.

Подводя итоги, Президент РСПП подчеркнул необходимость специального регулирования в рамках ЕАЭС. Это обусловлено тем, что для успешного создания эффективной бизнес-модели и достижения достаточного объема грузоперевозок необходимо активное участие не только предпринимателей и ключевых логистических компаний, но и учреждений государственной власти, которые должны снять текущие барьеры и ограничения, мешающие внедрению бесперебойных механизмов перевозок.

VIII Восточный экономический форум (ВЭФ) проходит во Владивостоке с 10 по 13 сентября 2023 года под девизом: «На пути к сотрудничеству, миру и процветанию». Организатором мероприятия выступает Фонд Росконгресс. Официальный сайт Форума - forumvostok.ru

Поделитесь