Последствия пандемии и сложная внешнеэкономическая конъюнктура стали серьезным вызовом для развития интеграционных процессов и полноценного функционирования интеграционных объединений. 2020 год стал катализатором евразийской интеграции, позволил увидеть ее сильные и слабые стороны, оценить успехи, подтолкнул к проактивным действиям. Участники сессии «ЕАЭС: успехи и вызовы интеграции, новая парадигма развития» обсудили достигнутые результаты и наметили дальнейшие шаги.
Александр Шохин, модератор сессии, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в своём вступительном слове подчеркнул, что евразийская интеграция достигла серьёзных успехов и продолжает развиваться. Создано единое таможенное пространство. Союз предоставляет гражданам государств-членов обширные возможности комфортного Общего рынка труда, по глубине интеграции сопоставимого с рынком труда ЕС. Созданы и успешно работают Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Техническое регулирование в рамках ЕАЭС осуществляется во многом на базе новых современных технических регламентов. Началось создание сети торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами. Положительные результаты подтверждаются цифрами. С 2007 по 2019 гг. доля взаимной торговли в общей торговле ЕАЭС постоянно росла: с 1,1% до почти 8,5%. В относительных величинах за сопоставимый временной период темпы выше, чем у других крупнейших Региональных торговых соглашений. Но инвестиционное сотрудничество отстает от торговли. В накопленных прямых иностранных инвестициях (ПИИ) в странах ЕАЭС доля взаимных ПИИ составляет лишь 2,3%.
Деловое сообщество много лет активно и успешно работает вместе с ЕЭК. Для взаимодействия используется Консультативный совет по взаимодействию ЕЭК и Делового совета ЕАЭС и другие рабочие органы. Наращиванию эффективности будет способствовать увеличение представленности бизнеса в рабочих органах по представлению Делового совета ЕАЭС. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г., принятые в декабре прошлого года (Стратегия 2025), создают новые возможности для углубления интеграции и укрепления роли бизнеса в ее процессах.
«Евразийский бизнес принял активное участие в разработке Стратегических направлений. Многие наши предложения учтены», – сказал Президент РСПП.
Одновременно в дальнейшем развитии сотрудничества он предложил уделить внимание также следующим перспективным направлениям:
- наращивание совместных кооперационных проектов;
- наращивание ресурсного обеспечения евразийской интеграции;
- подготовка нового издания Белой книги барьеров, изъятий и ограничений ЕАЭС;
- наращивание информационной и экспертной активности в публичном поле, международной активности;
- формирование и продвижение механизмов для укрепления рыночной силы бизнеса стран ЕАЭС при реализации совместных проектов на рынках третьих стран.
В продвижении евразийской экономической интеграции, с принятием в декабре Стратегии 2025, фактически начался новый этап. ЕЭК играет ключевую роль в претворении в жизнь данного документа, а также плана действий по реализации стратегии. Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович отметил, что Комиссия прибыла на ПМЭФ с большим пакетом предложений. Представители Комиссии приняли участие более чем в 10 сессиях форума. По его мнению, к 2025 году должны быть достигнуты все цели евразийской интеграции, записанные в Договоре о Союзе 2014 года.
Пандемия стала движущим фактором перезагрузки работы Комиссии. Было существенно увеличено принятие Комиссией актов прямого действия. Разработаны и приняты более 250 таких документов. Налажена регулярная встреча с деловыми кругами государств-членов не только в Комиссии, но и на местах, в странах Союза. Имеется план таких встреч на 2-3 ближайших года.
Он отметил, что в реализации Стратегических направлений до 2025 года есть важные, ключевые пункты:
- заключение соглашения об общем рынке газа;
- внедрение электронных навигационных пломб для транспортировки транзитных грузов;
- укрепление внутрисоюзных кооперационных связей, создание совместных компаний;
- наращивание инвестиционной активности.
При этом немаловажно наличие возможностей и ресурсов для этого. В этом могут помочь уже действующие институты: ЕАБР и ЕФСР.
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук отметил, что ЕАЭС нашёл своё место в экономическом мире. В воздухе витает оптимистическое настроение. Проект ЕАЭС развивается успешно. Даже по двум государствам, присоединившимся к Союзу после подписания Договора, можно отметить существенный прогресс. За время в составе ЕАЭС Армения увеличила объёмы внешней торговли в 3 раза, Киргизия – в 5 раза.
Сейчас идет процесс перехода от таможенного союза к комплексному экономическому. В этом процессе важно обеспечить выравнивание условий хозяйствования на всём пространстве ЕАЭС, включая унификацию таможенных процедур и мер ответственности за их нарушение. В 2020 году сделан существенный рывок в устранении барьеров. Важно сохранить этот подход.
При этом ЕЭК сама нуждается в усовершенствовании, в первую очередь в повышении профессионального уровня её работников. ЕАБР и ЕФСР необходимо и далее ориентировать на поддержку интеграционных проектов. Важно отметить, что решения в банке принимаются быстро и эффективно.
Без конструктивного участия в процессах интеграции бизнеса достичь серьёзных успехов весьма сложно. Ярким примером успешного партнёрства бизнеса наших стран является деятельность компании ОТЛК ЕРА. Транспортно-логистическое сотрудничество в ЕАЭС – стратегически важный фактор развития интеграции. Генеральный директор, председатель Правления АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА) Алексей Гром с оптимизмом смотрит на развитие потенциала транспортной системы ЕАЭС.
«Железнодорожная структура ЕАЭС – это наше народное достояние», – сказал он.
Сейчас между ЕАЭС и Китаем товарные поезда идут каждый полчаса и со скоростью пассажирского поезда. Очень хорошо идёт развитие Калининградского направления. Но нужны дальнейшие шаги вперед. Алексей Гром выразил мнение, что «мы можем перевезти на 20 % больше грузов, однако транспортные структуры сопредельных государств сдерживают нас в этом. И очень нужна цифровая железнодорожная квитанция».
Какие возможности для реализации на пространстве ЕАЭС совместных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры видит бизнес? На этот вопрос модератора отвечал председатель Совета директоров ООО «Национальные Телематические Системы» Игорь Ротенберг. Он отметил, что ЕАЭС имеет очень сильный транзитный потенциал. Однако требуют решения проблемы потерь времени при сортировке железнодорожных составов на станциях. Предлагается «цифровая станция» - потери времени снизятся в 2-3 раза. Ещё одно предложение, представленное спикером – внедрение беспилотного транспорта. Необходимо продолжать развивать мультимодальные перевозки, оснащать дороги, внедрять «электронное пломбирование». По оценкам Игоря Ротенберга, в перспективе ЕАЭС мог бы забрать на себя до 30% мировых транзитных грузов.
Непростой задачей углубления интеграции является финансирование трансграничных проектов в ЕАЭС – экономического каркаса интеграции. Председатель Правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Николай Подгузов сообщил, что банк в этом юбилейном году 15-летия банка, принимает новую стратегию развития. Главное внимание будет уделено сквозным интеграционным проектам, в частности развитию транспортной инфраструктуры, транспортным коридорам с бесшовным проездом по территории ЕАЭС. Другая задача – продовольственная безопасность наших стран. Здесь ресурсы банка будут направлены на создание безопасной товаропроводящей сети. Еще одна группа проектов – это водоснабжение и энергетика. И, конечно, цифровые интеграционные проекты такие, как путешествие без ковида, образовательная платформа, расчётно-платёжная инфраструктура.
Дальнейшее развитие евразийской интеграции подразумевает распространения ее процессов на новые сектора и темы, расширение интеграционного контура ЕАЭС. Стратегия-2025 включила в него экономическое измерение в образовании, науке, здравоохранении, спорте и туризме, что направлено на формирование человеческого капитала и инклюзивность развития.
Генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Светлана Чупшева в своём выступлении рассказала, что агентство работает со всеми странами ЕАЭС и подчеркнула, что нужно решать вопросы в комплексе со всеми членами союза. Необходимо добиться единых подходов в ЕАЭС к поддержке бизнеса, к рассмотрению его проектов, позволяющих бизнесу свободно работать в любой стране союза. Что касается новых сфер евразийской интеграции, то, по ее мнению, они хорошо «впишутся» в рейтинг качества жизни, который будет оцениваться и ранжироваться так же, как сейчас государства работают с рейтингом ведения бизнеса.
С точки зрения заместителя министра экономического развития Российской Федерации Дмитрия Вольвача, интеграция – это естественный процесс для государств бывшего Советского Союза. Подтверждением этому можно считать постоянно увеличивающийся объём внутреннего рынка стран ЕАЭС и СНГ. ЕАЭС показал себя устойчивым к внешним кризисам и вызовам.
Согласование Стратегии 2025 и, главное, разработка и принятие плана мероприятий по её реализации – это хороший пример положительной работы стран членов ЕАЭС, пример удачного компромисса и эффективной дипломатии.
На вопрос модератора: Какие возможности для экономического роста государств-членов в посткоронавирусный период открываются при использовании инструментов, заложенных в Стратегии 2025, ответил член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев. Он отметил, что для достижения основных ориентиров макроэкономической политики ЕАЭС нужно больше средств, чем получается суммарно по проектировкам правительств государств-членов. Есть сложности кредитования и реализации интеграционных проектов, межгоспрограммы плохо «стыкуются». По его мнению, необходимо развитие целевого кредитования и финансирования межгоспрограмм.
ЕС является ключевым торгово-экономическим и инвестиционным партнёром для ЕАЭС. Однако сотрудничество на уровне официальных наднациональных органов нельзя назвать в полной мере эффективным. В своём выступлении министр иностранных дел Австрийской Республики в 2017-2019 гг. Карин Кнайсль однозначно заявила, что в отношениях ЕАЭС и ЕС диалог – это ключ ко всему остальному.
«Искусство и ремесло дипломатическое полностью потеряны. Это нужно возрождать. Диалог должен быть всегда. Надо искать поводы и темы для диалога, его нужно поддерживать и развивать. Переходить от простого к сложному. Использовать любую возможность для диалога», – она выразила уверенность.
На вопрос модератора о сотрудничестве по линии органов законодательной власти ответил ответственный секретарь Парламентской Ассамблеи ОДКБ Сергей Поспелов. Он сказал, что доверие можно строить на безопасности. Безопасность – основа интеграции. Единое правовое поле – точка опоры интеграции.
Перспективным направлением евразийской интеграции является формирование общего биржевого пространства ЕАЭС. Член Правления – управляющий директор по продажам и развитию Московской биржи Игорь Марич отметил, что единое финансовое и биржевое пространство возможно. Это – эффективное взаимодействие рынков наших стран.
В конце дискуссии Михаил Мясникович обратил внимание на то, что для успешного разрешения существующих споров представляется оправданным увеличение полномочий ЕЭК. Также он отметил, что повестка дня ЕЭК также должна учитывать актуальные международные тренды и приоритеты развития, такие как «зеленое развитие» при организации экономической деятельности на территории стран союза. Важно избегать ситуаций, когда в ЕАЭС будут перемещаться менее эффективные и конкурентоспособные производства, основанные на технологиях старого поколения. Он выразил мнение, что данная проблематика могла бы быть включена в повестку дня заседания Межправительственного совета ЕАЭС.
Михаил Мясникович поделился точкой зрения, что расширение проблематики, находящейся в фокусе внимания евразийской интеграции, требуют создания новых наднациональных структур, таких как Евразийское агентство по сертификации и Евразийское рейтинговое агентство.
Кроме того, несмотря на весьма хорошие результаты по ряду направлений, таких как железнодорожные включая контейнерные перевозки, они могут носить не вполне сбалансированный характер. Так, северо-восточное транзитное направление существенно уступает транспортному коридору западный Китай – Южная Европа. Разумеется, данные вопросы также должны найти отражение в работе евразийских органов власти.
Как резюмировал Александр Шохин, несмотря на существующие сложности и ограничение, понимание задач и способов их решения внушают оптимизм в отношении развития евразийской экономической интеграции.