Александр Шохин: Нужно найти баланс денежно-кредитной политики с поддержкой ключевых отраслей

Обложка новости

В первый день РЭФ’24 прошли оживленные дискуссии, в рамках которых спикеры затронули ряд актуальных вопросов о способах достижения национальных целей развития, определенных в новом «майском» указе главы государства.

Центральной дискуссией первого дня форума стала сессия: «ФИНАНСЫ, НАЛОГИ И ИНВЕСТИЦИИ: больше собрать – больше вложить, где взять деньги на всё».

В ней, в частности, приняли участие президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, статс-секретарь – заместитель Министра финансов РФ Алексей Сазанов, первый заместитель губернатора Челябинской области Иван Куцевляк, президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин, главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач, Советник председателя Центробанка РФ Кирилл Тремасов.

Открывая дискуссию, Александр Шохин отметил, что более половины опрошенных РСПП в октябре компаний планируют в течение ближайших трех лет реализовать инвестиционные проекты, которые относятся к проектам технологического суверенитета и направлены на выпуск инновационной продукции.

«Поскольку в российском бизнесе работают оптимисты, то даже в условиях высокой ключевой ставки они планируют масштабные инвествложения. Правда, многие планируют запустить проекты после 2025 года, когда, как они надеются, ключевая ставка ЦБ пойдёт на снижение», - сказал Президент РСПП.

Также, по словам Александр Шохина, всё больше компаний отмечают снижение доступности источников финансирования инвестпрограмм: «Здесь необходимо отметить влияние высокой ставки на решение смежных задач – например, нехватка квалифицированных кадров давно стала темой номер один для бизнеса, но в текущих условиях компании не могут выйти на высокую производительность труда».

Кроме того, опросы РСПП показывают, что проблемы с оборотными средствами спровоцировали сложности с расчетами между контрагентами. «Неплатежи со стороны контрагентов вышли на первое место среди проблем, с которыми сталкивались в III квартале 2024 года – с ними столкнулись 36,6% респондентов, а во втором квартале доля составляла 22,1%. То есть с прошлого периода значение увеличилось на треть», - сказал Президент РСПП.

Александр Шохин также рассказал о процессе согласования федерального инвестиционного налогового вычета. Президент РСПП подчеркнул, что бизнес поддержал ведущую к росту нагрузки корректировку фискальной системы, учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, но «предложил размен – введение федерального инвестиционного налогового вычета. По нашим оценкам, на ФИНВ можно было выделить 500 миллиардов рублей в год. Однако Минфин выделил 100 миллиардов с небольшим».

Также Александр Шохин напомнил о недавнем решении Конституционного суда РФ о сроке давности по делам о коррупции и поделился одним из возможных последствий: «Возможность инвестирования собственных средств в 2025 году, очевидно, сократится, а привлечение новых акционеров в капитал – вещь «стремная». Зайдете в компанию – оказывается, она была приватизирована неправильно. Также скоро и в Госдуму ни одного предпринимателя нельзя будет затащить».

В завершение своей речи Александр Шохин сказал, что повышение доступности финансирования вышло на первое место в списке главных задач, которые должны решать инструменты стимулирования инвестиционной активности. Как показало обсуждение на площадке РСПП, бизнес предлагает не создавать новые инструменты поддержки, а перезапускать имеющиеся.

Одним из таких инструментов может быть внедрение механизма частичной компенсации потерь инвестора от роста ключевой ставки в отношении реализуемых в настоящее время проектов, реализуемых с применением мер государственной поддержки, по аналогии с механизмом Фабрики проектного финансирования (не менее 50 % от разницы между установленной ключевой ставкой на момент обращения за компенсацией и ключевой ставкой на дату заключения соглашения о предоставлении меры государственной поддержки).

А в случае решения проблемы с ростом числа случаев неплатежеспособности контрагентов также возможна «докапитализация» имеющихся инструментов, например, возобновление финансирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2022 г. № 393, предусматривающего субсидирование части процентных расходов по кредитам на финансирование оборотного капитала.

«Нужно найти баланс денежно-кредитной политики с поддержкой ключевых отраслей, включенных в национальные проекты и соответствующих целям национального развития», - заключил Александр Шохин.

Первый заместитель губернатора Челябинской области, заместитель председателя комиссии Госсовета РФ по направлению «Экономика и финансы» Иван Куцевляк рассказал о мерах поддержки бизнеса, которые действуют в Челябинской области. Это, в том числе, докапитализация Фонда развития промышленности, льготные ставки, региональные программы субсидирования ставок под инвесткредиты. «На уровне региона мы можем работать с малым и средним бизнесом. Для крупных компаний нужны другие решения. Учитывая разнообразие высокотехнологичных отраслей – металлургия, машиностроение, приборостроение, роботизация – нам нужна более тонкая настройка денежно-кредитной политики. Совместно такие решения могут выработать Центральный Банк и Правительство», - подчеркнул Иван Куцевляк.

Кирилл Тремасов пояснил, как изменение ключевой ставки влияет на совокупный спрос в экономике. По его словам, задача Центробанка - адаптировать динамику спроса к возможностям предоставления товаров и услуг в экономике. «То есть мы, меняя ключевую ставку, добиваемся того, чтобы динамика спроса соответствовала динамике предложения. Именно в этом случае мы будем достигать ценовой стабильности».

Алексей Сазанов, в свою очередь, подчеркнул, что Министерство финансов Российской Федерации может увеличить финансирование федерального инвестиционного налогового вычета при его эффективности в 2025 году: «Сейчас пока ресурсы ограничены, объем поддержки ограничен 150 млрд [рублей] по году. Мы с Российским союзом промышленников и предпринимателей, вместе с коллегами договорились 2025 год мониторить, смотреть, как он [механизм налогового вычета] будет работать, как он будет применяться, и при необходимости - донастраивать его. Если он будет показывать свою эффективность, возможно, даже и расширять объем этого федерального инвестиционного налогового вычета. Поэтому будем смотреть, как ситуация будет складываться в 2025 году».

Поделитесь