Александр Шохин провел заседание Нацсовета при Президенте РФ по профквалификациям

Обложка новости

24 сентября 2025 года состоялось заседание Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Под председательством главы Нацсовета, Президента РСПП Александра Шохина, обсуждались вопросы обеспечения учета прогноза потребности экономики в кадрах при определении общих объемов контрольных цифр приема в учебные заведения, результаты реализации пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования, исполнение советами по профквалификациям полномочий по мониторингу рынка труда и другое.

С докладами выступили замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ  Виктор  Неумывакин, руководитель рабочей группы Национального совета по профстандартам и координации деятельности советов по профессиональным квалификациям Фёдор  Прокопов, руководитель рабочей группы Нацсовета по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций Ярослав Кузьминов, председатель временной комиссии Национального совета по вопросам профессиональных степеней Аркадий Замосковный и другие.  

Замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев подробно остановился на принципах учета прогноза потребности экономики в кадрах при определении общих объемов контрольных цифр приема (КЦП) на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований.

Он напомнил, что правительству РФ поручено обновить прогноз потребности экономики в кадрах. Семилетний прогноз потребности в кадрах будет сформирован уже в конце 2025 года, уточнил Дмитрий Афанасьев.  

«Планирование общих объемов КЦП включает несколько субъектов. Во-первых, это субъекты Российской Федерации, во-вторых, это федеральные органы государственной власти, которые являются центрами ответственности за планирование определенных укрупненных групп направлений и специальностей. И сами образовательные организации, потому что в конечном счете будет проводиться конкурс между этими организациями по распределению бюджетных мест, - сообщил  Дмитрий Афанасьев. - Вначале на основе математической модели и прогноза рассчитывается и согласовывается с субъектами РФ региональная потребность в выпускниках. Понятно, что нужно спланировать эту потребность через 4-6 лет, в зависимости от длительности программы. Субъекты РФ нам согласованные объемы направляют. Дальше мы используем карту трудовой мобильности выпускников. Ведь не все выпускники трудоустраиваются в регионах выпуска. Центры ответственности федеральной власти корректируют представленные регионами предложения с учетом приоритетов социально-экономического и технологического развития и в полном соответствии с поручением президента, с задачами реализации национальных проектов технологического лидерства в конкретном регионе. Если сейчас нет потребности в этих специалистах до и после реализации соответствующих проектов, это мы тоже вместе с профильными файлами погружаем в соответствующий объем».

Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ  Виктор  Неумывакин привел цифры кадрового прогноза.

«Большую часть потребностей к 2029 году составляют специалисты со средним профессиональным образованием. 6,8 млн – это 70% всей кадровой потребности на уровне среднего профессионального образования. Мы попытались эти цифры соотнести вместе с субъектами с теми контрольными цифрами приема, которые у нас есть сейчас. Количество выпускников при сохранении текущего интереса к системе среднего профессионального образования к 2029 году наберется 5,3 млн человек», - пояснил Виктор  Неумывакин.

По его словам, абсолютное большинство потребностей сосредоточено на технических профессиях и специальностях. «Именно поэтому 56% контрольных цифр приема мы отдаем на технические специальности», - добавил Виктор  Неумывакин.

Он уточнил, что кадровая потребность по педагогическим специальностям, по физической культуре, культуре искусства, здравоохранению и другим направлениям также требует внимания.

«В прогнозе требуется 12% замещающей потребности, которая приходится на сельское хозяйство. В контрольных цифрах приема только 7%. Мы увеличили количество бюджетных мест уже в этом году на 12 тысяч человек, но по сельскому хозяйству это очень емкие профессии и специальности по требуемому оборудованию», -  сказал Виктор  Неумывакин, добавив, что в целом по цифрам потребности в кадрах выглядят так: здравоохранение — 10% замещающей потребности, туризм и сфера услуг — 8,7%, экономика и право — 5,5%, искусство и культура — 4,7%, технические профессии и специальности — 56%.

Руководитель рабочей группы Национального совета по профессиональным стандартам и координации деятельности советов по профессиональным квалификациям Фёдор  Прокопов сообщил о том, что в следующем году оба образовательных министерства организуют проведение мониторинга применения методики с целью оценки влияния новой модели формирования контрольных цифр приема на кадровый дефицит и на кадровую потребность.

«Мы договорились, что Министерство труда до конца этого года представит обновленную матрицу перехода классификатора занятий к классификаторам в образовании. Мы попросили ускорить эту работу, чтобы все успели без спешки подготовиться к новому сезону. Министерство труда вместе с ВНИИ труда обещали эту работу выполнить вовремя», - сказал Фёдор  Прокопов.

Замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев доложил о результатах реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования.

В частности, по результатам релизации проекта, в котором приняли участие шесть вузов, предлагается заменить сегодняшнее разделение на бакалавриат и специалитет единым уровнем высшего образования, как это было в советской модели с задачей полноценной подготовки специалиста без необходимости обязательного получения диплома магистра и других уровней высшего образования.

По словам Дмитрия Афанасьева, предполагается, что документы об образовании теперь должны содержать ясные и понятные для работодателя квалификации, которые в итоге получает подготовленный специалист.

Руководитель рабочей группы Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций Ярослав Кузьминов предложил рекомендовать Минобрнауки России при подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в РФ» учитывать магистральные направления реальных изменений, которые предполагаются в рамках новой модели образования.

«Мы считаем, что можно было бы апробировать модель как дополнительный год обучения на базовых программах в виде организованной целиком на платной основе или на 80% оплачиваемой производственной практики. Это позволит работодателям не только справиться с дефицитом работников, но и реально присмотреться к работникам, - сказал Ярослав Кузьминов. - Вторая форма могла бы быть совместной образовательной программой как первого, так и второго уровня, с одним работодателем или с группой работодателей. При этом на стороне работодателя будет дизайн программы, частичное обеспечение кадрами, а также организация практик, как платных, так и бесплатных. Такой формат, мне кажется, вполне реализуем для большого количества предприятий, сейчас остро заинтересованных в специалистах, и был бы возможностью канализировать часть средств бизнеса в финансирование образовательных программ. Надо понять, нам вместе с Минфином нужны будут те или иные изменения в нормативной базе, или мы можем уложиться в существующие нормы».

«Второе предложение, которое мне высказывалось, заключается в том, что необходимо, как указывал президент в последнее время, разрабатывать фундаментальное ядро знаний и умений по каждой профессии, - продолжил Ярослав Кузьминов. - На сегодняшний день это практически невозможно и ограничивает реальность нашего нормативного регулирования содержания образования».

Он пояснил, что предложение состоит в том, чтобы по профильному СПК и профильному УМО объединить группы СПК вместе с Минобранаукой. В течение ближайших шести месяцев необходимо совместно разработать рамки фундаментального ядра знаний и умений, актуальных для текущих потребностей экономики, а также выделить возможные модели присвоения профквалификаций в зависимости от рынков труда.

Председатель временной комиссии Национального совета по вопросам профессиональных степеней Аркадий Замосковный сообщил о результатах проведенного Национальным агентством развития квалификаций опроса СПК на предмет выявления СПК, заинтересованных принять участие в пилотном проекте по присуждению профессиональных степеней. 15 из 46 СПК выразили заинтересованность принять участие в пилотном проекте. Было решено  подготовить проект плана мероприятий по реализации Нацсоветом при Президенте РФ по профквалификациям пилотного проекта по присуждению профессиональных степеней.

В завершение заседания председатель Нацсовета Александр Шохин проинформировал о проведении одиннадцатого Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России», который состоится 29-30 октября 2025 года в Санкт-Петербурге на площадке форума-выставки «Российский промышленник».

Мероприятие ежегодно организует Национальный совет совместно с Минтрудом России и Национальным агентством развития квалификаций.

Поделитесь