Альтернатива Шохина

© Пресс-служба РСПП

Крупный бизнес пытается отбиться от силовиков: РСПП предлагает президенту Владимиру Путину альтернативу жесткому порядку возбуждения налоговых дел
В пятницу на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) были опубликованы предложения организации по доработке законопроекта, возвращающего следователям право возбуждать налоговые дела без участия налоговиков. Президент РСПП Александр Шохин лично передал их президенту России Владимиру Путину в четверг. Именно Путин в октябре внес в Госдуму не нравящийся бизнесу законопроект.

РСПП предлагает оставить в законодательстве норму о том, что возбуждать уголовные налоговые дела Следственный комитет России (СКР) может только с согласия Федеральной налоговой службы (ФНС). Но чтобы правоохранители могли эффективнее бороться с налоговыми преступлениями, РСПП согласен расширить полномочия СКР — при обращении от них налоговики будут обязаны провести проверку. Сейчас налоговая реагирует на обращения органов Министерства внутренних дел «по желанию», а будет обязана провести проверки, даже выездные, объясняет Шохин. Одновременно предлагается снять ограничения на частоту проверок: даже если налогоплательщика проверили только вчера, к нему могут прийти вновь, если есть запрос следователя.

Только СКР сможет требовать от ФНС проведения немедленных проверок, следует из предложений РСПП. МВД по-прежнему сможет отправлять свои данные налоговикам напрямую, но ФНС будет не обязана на них оперативно реагировать.

На выездные проверки по обращению СК налоговики будут обязаны взять с собой следователей. Максимальный срок такой проверки, которая сейчас может длиться до года, РСПП предлагает ограничить двумя месяцами. В исключительных случаях, которые нужно прописать в законе, срок может быть продлен, считает Шохин. По итогам проверки налоговые органы представят в СК копии акта проверки и своего решения. Если налоговики не нашли нарушений, то СК может оспорить результаты проверок по той же процедуре, что и налогоплательщики, — в вышестоящем налоговом органе, считают в РСПП.

Предложения РСПП приняты к сведению, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Будут они учтены или нет, говорить преждевременно». Если будут, то бизнес окажется защищен от рейдерских атак, считает юрист «Налоговика» Роман Терехин. До возбуждения дела следователи СК смогут проводить оперативно-розыскную деятельность, незаметную для налогоплательщика (например, внедряться в компании), но нагрянуть с обыском, изъять диски, взять человека под арест — только после возбуждения.

Единственный недостаток предложений РСПП — из-за сжатых сроков проверки налоговики могут ошибочно найти нарушения и у СК появятся основания для возбуждения дела, считает Терехин. «Ошибки возможны, но их зато делают налоговики, а не правоохранители. Несмотря на все споры с ФНС, бизнес привык к налоговикам и общаться с ними комфортнее, чем с правоохранительными органами», — говорит сотрудник крупной иностранной компании.

Идеи РСПП обсуждаются как одна из версий поправок правительства к президентскому законопроекту, говорит чиновник финансово-экономического блока правительства. Мнение налоговой должно учитываться при решении вопроса о возбуждении дела, настаивает он: «Иначе может получиться парадоксальная ситуация — ФНС считает, что недоимки у человека или компании нет, а налоговое дело возбуждено».

Только СКР может решить, возбуждать дело или нет, категоричен сотрудник силовых органов: не всегда отсутствие недоимки, с точки зрения налоговой, означает, что человека не за что привлечь. Такой парадокс бывает при покушении на налоговое преступление, объясняет Терехин: «Отчетный период еще не наступил, но следователи уже знают благодаря телефонной прослушке, что налогоплательщик занизит прибыль».

И все же цена ошибки следователей слишком высока, настаивает сотрудник иностранной компании: «Даже если дело развалится в суде, сам факт возбуждения сорвет контракты компании и обвалит капитализацию». Не говоря уже о риске ареста — некоторые налоговые специалисты российских компаний уже боятся необоснованных дел против себя и хотят переходить в смежные отрасли, например в финансисты, рассказывает он: «Мы первые в группе риска».

Ведомости

Поделитесь