Андрей Лоцманов: «Правила дорожного движения» для предпринимателей

Зачем нужны технические регламенты ЕАЭС
 
Интервью Лоцманова
Андрей Лоцманов,

Первый заместитель председателя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

 

В информационном пространстве то и дело появляются сообщения о том, что вступил в силу очередной технический регламент ЕАЭС. Первый заместитель председателя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов рассказал ЕКЦ, как продвигается работа по созданию законодательства в области технического регулирования на евразийском пространстве.

В информационном пространстве то и дело появляются сообщения о том, что вступил в силу очередной технический регламент ЕАЭС. Первый заместитель председателя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов рассказал ЕКЦ, как продвигается работа по созданию законодательства в области технического регулирования на евразийском пространстве.

Андрей Николаевич, регулярно появляются сообщения о том, что вступил в силу очередной технический регламент ЕАЭС. Скажите, пожалуйста, для чего принимаются подобные документы?

Главная цель этих документов — обеспечить выход на рынок безопасной продукции, чтобы продукты, которые мы покупаем в магазинах, были безопасными, как и автомобили, на которых мы ездим, чтобы построенные здания не падали, а люди не отравлялись формальдегидом, содержащимся в низкокачественной мебели и так далее. Технические регламенты касаются многих видов товаров, которые обращаются на рынке.

Техническое регулирование в ЕАЭС развивается в том же направлении, что и европейское законодательство?

Да, в подавляющем большинстве разработчики российских и евразийских технических регламентов брали за основу достаточно эффективную систему европейского законодательства.

Евросоюз очень жестко подходит к вопросам безопасности, например, продуктов питания. За последние годы ЕС ужесточил требования к качеству и фактически взял под жесткий контроль производство на всем протяжении пищевой цепочки.

Более того, при создании наших регламентов была позаимствована европейская двухуровневая законодательная модель, которая состоит из технических регламентов и стандартов. В регламентах закреплены общие и обязательные для исполнения нормы, стандарты являются документами добровольного применения, в которых требования к качеству и безопасности продукции прописываются детально.

Административные барьеры или нормы безопасности?

Со стороны бизнеса нередко слышатся призывы убрать административные барьеры, к которым иногда относят и технические регламенты. Как вы считаете, необходимо ли упростить процедуры технического регулирования?

Нужно понимать, что промышленность и бизнес делятся на два лагеря: одни производят и продают качественную, безопасную и соответствующую всем нормам и требованиям продукцию, другие — фальсифицированные, некачественные товары.

Например, официальные дилеры иностранных автопроизводителей привозят в Россию лицензированные, качественные и сертифицированные запчасти для машин. Но есть фирмы, которые по серым схемам ввозят фальсификат и продают товар под всемирно известными брендами. Первые заинтересованы в том, чтобы на рынке автозапчастей был контроль, а вторым проверки невыгодны, они не заботятся о качестве и безопасности. Поэтому когда говорят, что бизнесу не нужно техническое регулирование, надо сразу уточнять, какой бизнес имеется в виду.

То есть за отмену технических регламентов и контроля выступают недобросовестные производители и продавцы?

Да. Правила дорожного движения тоже можно назвать административным барьером для автомобилистов — вместе с полицией, камерами, штрафами и так далее. Надо ли их отменять? Нет, потому что без них ездить будет просто невозможно, а главное — небезопасно.

Промышленность и бизнес делятся на два лагеря: одни производят и продают качественную, безопасную и соответствующую всем нормам и требованиям продукцию, другие — фальсифицированные, некачественные товары.

Для каких водителей ПДД являются административным барьером? Для тех, кто нарушает правила и ездит опасно для себя и для других. Если же вы добросовестный водитель, вы правила не нарушаете, так как понимаете, что они логичны и необходимы. Стоит ли отменять административные барьеры для бизнеса, который хочет «ездить» не по правилам? Нет. У нас нарушителей во всех отраслях промышленности предостаточно: например, по официальным данным, в России выпускается 4 млн тонн фальсифицированной молочной продукции.

Евразийский акцент

Когда началась работа по созданию технических регламентов на евразийском пространстве?

В России федеральный закон «О техническом регулировании» был принят в декабре 2002 года, и вступил в силу 1 июля 2003 года. Примерно в это же время аналогичные законы были приняты в Казахстане, Белоруссии и других странах СНГ. Все эти документы брали за образец европейскую систему технического регулирования.

В странах — участницах ЕАЭС разрабатывали национальные технические регламенты, часть которых до сих пор действует. В рамках ЕврАзЭС началась параллельная работа над общими, наднациональными регламентами. С формированием Таможенного союза создание такого законодательства перешло на новый уровень. В течение одного 2012 года, достаточно короткого срока для такого рода работы, было создано более 20 технических регламентов Таможенного союза. На сегодняшний день уже 34 технических регламента Таможенного союза вступили в действие, разрабатываются новые документы.

Как соотносятся между собой национальные и евразийские технические регламенты?

В отрасли, в которой принят общий регламент ЕАЭС, национальные регламенты стран-участниц прекращают свое действие. Например, когда будет принят общий технический регламент о безопасности зданий и сооружений, национальные регламенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении перестанут работать. В отраслях, где такие документы еще не приняты, продолжают действовать национальные законы.

С 2011 года в России прекращена разработка новых национальных регламентов стран ЕАЭС, вся работа по созданию таких законов передана на площадку Евразийского союза.

Сколько еще технических регламентов нужно согласовать странам ЕАЭС?

Невозможно ответить на этот вопрос, потому что необходимость в разработке и принятии таких документов появляется по мере возникновения новых отраслей промышленности или групп товаров.

Будут ли новые члены ЕАЭС сталкиваться с проблемами в вопросах технического регулирования, стандартизации, присоединяясь к союзу?

Надо понимать, что мы все имеем общее прошлое — советские стандарты, которые частично сохранились или модернизировались после распада СССР. Кроме того, Армения и Киргизия наравне с другими участниками ЕАЭС являются членами Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ, поэтому значительная часть стандартов у нас совпадает. Я думаю, ввиду всего этого у новых членов ЕАЭС не будет больших проблем.

Современная система технических регламентов и стандартов ЕАЭС принципиально отличается от ГОСТов СССР?

В Советском Союзе стандарты были обязательными для всех производителей и регламентировали абсолютно все свойства производимых товаров. Но все требования к продукции не должны быть обязательными, неукоснительно исполняться должны только те, которые обеспечивают безопасность продукции. Если регламентировать все характеристики того или иного товара, то невозможно будет его модернизировать, а значит, не будет развития.

Современная европейская система адаптирована к рыночной экономике и дает большую свободу производителю. Именно поэтому она была взята за образец для российской и евразийской систем технического регулирования.

Технические регламенты вступают в силу сразу же после принятия?

Нет, у них, как правило, есть переходный период, продолжительность которого зависит от отраслевых особенностей промышленности стран ЕАЭС. Он необходим для того, чтобы промышленность и бизнес могли подготовиться к новым условиям.

Опираясь на профессионалов

Бизнес, компании получают какую-то пользу от участия в подготовке технических регламентов и стандартов?

Дальновидные бизнесмены очень активно участвуют в этом процессе, потому что в таком случае они оказываются в более выгодных условиях по сравнению с конкурентами. Включаясь в работу над регламентом заранее, до его утверждения, за один-два года до его выхода, производители уже знают, какие требования появятся, и получают значительно больше времени для подготовки.

Все требования к продукции не должны быть обязательными. Неукоснительно исполняться должны только те, которые обеспечивают безопасность продукции

Бизнес-сообщество принимает очень активное участие в процессе разработки технических регламентов. Обсуждение этих законопроектов организовано прежде всего под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей.

Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в прошлом году отметил свое десятилетие. В него входят более 2 тыс. экспертов из самых разных отраслей промышленности, представляющие большинство регионов России, а также страны ЕАЭС.

Мы получаем заключения и предложения наших экспертов по проектам технических регламентов и других документов и передаем в органы власти, ответственные за их рассмотрение и утверждение, — Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству экономического развития РФ и ЕЭК. Ежегодно мы направляем туда порядка 400 экспертных заключений.

Для чего в такой работе необходимо участие экспертного сообщества?

Это позволяет избежать многих ошибок и неточностей в текстах регламентов. Например, был случай, когда в трех разных регламентах были указаны противоречившиедруг другу требования к маркировке ручного электроинструмента. Вмешательство экспертного сообщества позволило во всех трех документах сделать единые требования к этим товарам, что дало возможность избежать многих проблем для производителей, продавцов электроинструмента и таможенных органов.

Какие мероприятия проводит РСПП для повышения уровня информированности производителей о технических регламентах ЕАЭС?

Одним из направлений работы нашего комитета как раз и является доведение до промышленности требований регламентов и разъяснение того, как эти требования выполнять на практике.

Например, совместно с Государственным университетом пищевых производств мы стали готовить представителей промышленности к выполнению требований технических регламентов и ХАССП — системой контроля качества пищевой продукции. Мы уже обучили три группы специалистов и продолжаем эту работу.

Мы также проводим большое количество конференций — как международных, так и российских, в которых принимают участие член коллегии (министр) по вопросам технического регулирования ЕЭК Валерий Корешков, директор департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Василий Бойцов и другие специалисты Евразийской комиссии, за что мы им очень благодарны.

Интервью Лоцманова
© Пресс-служба комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

17 марта в рамках Недели российского бизнеса мы проведем уже традиционную конференцию, посвященную проблемам технического регулирования. Мы всегда ищем большие залы под проведение подобных мероприятий, так как желающих принять в них участие очень много.

В рамках таких мероприятий вы сотрудничаете с коллегами по ЕАЭС?

Конечно, мы тесно работаем с Казахстаном и Белоруссией, еще в 2012 году было подписано соглашение о сотрудничестве в области технического регулирования между РСПП и ведущими объединениями промышленников и предпринимателей этих стран. Мы также посещаем конференции коллег, выступаем там с докладами.

В ноябре прошлого года был подписан меморандум о взаимодействии между Росстандартом, РСПП и комитетом по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Национального института стандартов Республики Армения.

© eurasiancenter.ru

Поделитесь