Председатель Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Андрей Мельниченко принял участие во встрече заместителя Председателя Правительства России Александра Новака с Председателем Африканской группы переговорщиков по климату при РКИК ООН, специальным представителям Президента Кении по климату Али Мохамедом.
Участники встречи обсудили актуальные вопросы глобальной климатической политики, перспективы сотрудничества между Россией и странами Африки в целях формирования более справедливых подходов к борьбе с изменением климата, а также возможности для совместной разработки и реализации климатических проектов.
В рамках дискуссии Александр Новак отметил, что несмотря на беспрецедентное санкционное давление, с которым сталкивается Россия, правительство уделяет большое внимание климатической политике. За последние годы сформирована система отчетности по выбросам парниковых газов, запущен национальный углеродный рынок, реализуется эксперимент по достижению углеродной нейтральности на территории Сахалинской области. Россия занимает лидирующую позицию в мире по объему сокращения нетто-эмиссии парниковых газов с 1990 года и стремится достичь углеродной нейтральности не позднее 2060 года.
Особое внимание уделяется развитию науки в сфере изменения климата, как основы для формирования национальной климатической политики и позиции России на международных переговорах. В стране реализуется масштабный проект по созданию Российской системы климатического мониторинга, который только за первые два года реализации позволил существенно повысить точность данных национального кадастра выбросов парниковых газов – оценка нетто-эмиссии страны обоснованно снизилась в два раза (с 1,6 до 0,8 млрд тонн СО2-экв). По словам Новака: «Россия заинтересована в тиражировании научных подходов, разработанных в рамках Российской системы климатического мониторинга, в африканских странах, и готова предоставлять необходимые экспертные компетенции и вычислительные мощности».
Али Мохамед подчеркнул, что страны Африки, как и Россия, стремятся внести свой вклад в борьбу с изменением климата. При этом международный переговорный процесс по климату в настоящее время переживает трудности. По мнению Мохамеда, основная причина в том, что нынешние подходы к климатической повестке несправедливы. Исторический вклад африканских стран составляет около 3% от всех накопленных антропогенных эмиссий.
При этом, как отметил Мохамед: «На развивающиеся страны оказывается давление с целью заставить их повысить амбициозность своих климатических целей и воздержаться от использования своих богатых природных ресурсов и ископаемого топлива, но эти страны практически ничего не получают взамен. При этом сейчас теряется фокус на адаптации к изменениям климата, который должен быть первичным для Африки. Странам Африки, по большому счету, нечего сокращать с точки зрения эмиссий парниковых газов, нужно только наращивать эмиссии для повышения качества жизни людей. Задачи же адаптации стоят на повестке для большинства африканских стран – и для их решения принципиально важно климатическое финансирование не на бумаге, а на деле».
Али Мохамед также добавил, что помимо постоянной нехватки климатического финансирования со стороны развитых стран, большую проблему представляют механизмы трансграничного углеродного регулирования, в частности Пограничный корректирующий углеродный механизм ЕС (ПКУМ). «Такие механизмы сдерживают темпы нашего экономического развития и нарушают понятный и справедливый принцип: страны с высоким уровнем выбросов на душу населения не должны требовать климатически обусловленных платежей от стран с низким уровнем выбросов». Мохамед отметил целесообразность сотрудничества Африки и России в вопросах противодействия таким несправедливым механизмам, как ПКУМ.
Он также выразил уверенность в том, что несмотря на проблемы и противоречия, с которыми сталкивается глобальное сообщество в борьбе с изменением климата, у стран сохраняется интерес к углублению сотрудничества в этой сфере. Страны Африки заинтересованы в развитии торговли углеродными единицами и создании благоприятных условий для привлечения российских разработчиков климатических проектов.
Кроме того, отдельный интерес вызывают российские подходы к национальному мониторингу климатически активных веществ. Али Мохамед заявил: «Необходимо проработать возможность применения наработок Российской системы климатического мониторинга на пан-африканском уровне для получения надежных и достоверных данных о выбросах и поглощениях парниковых газов. Это может стать одним из флагманских направлений сотрудничества с Россией, как в научной сфере, так и в области климатической политики».
Андрей Мельниченко рассказал о вовлеченности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в формирование национальной климатической политики, а также о работе экспертов РСПП на международных переговорах по климату. По его словам, интересы России и Африки в климатической повестке полностью совпадают. «Объединение голосов 1,4 млрд человек населения Африки с возможностями российской дипломатии, науки, технического прогресса позволит обеспечить продвижение справедливых принципов реализации климатической политики».
Председатель Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию подчеркнул, что «развитые страны не должны перекладывать бремя своей ответственности на развивающиеся страны. Страны с меньшей накопленной нетто-эмиссией не должны платить странам с большей нетто-эмиссией, проще говоря – «чистые» не должны платить «грязным». На наш взгляд, эта логика должна быть в основе всей глобальной климатической архитектуры».
Андрей Мельниченко также отметил, что в эпоху кризиса нынешних подходов к климатической повестке как никогда важно развивать климатическую дипломатию, выстраивать практическое сотрудничество и совместно продвигать более справедливые и эффективные подходы к глобальной климатической политике. «С учетом близости позиций России и Африки в климатической повестке имеет смысл определить конкретные цели и четкий план дальнейшей совместной работы в этом направлении», подчеркнул Мельниченко.
По итогам встречи было условлено подготовить совместный план работы по развитию сотрудничества между Россией и Африкой в области климатической повестки с вовлечением заинтересованных представителей бизнес-сообщества. С российской стороны данную работу предложено координировать РСПП.