— Автопром по итогам 2024 года стал одним из ключевых драйверов промышленного роста, как сейчас оцениваете развитие отрасли?
— У нас есть четкие цели развития собственного производства автомобилей в различных сегментах, они обозначены в стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года. Ее ключевые положения направлены на достижение технологического суверенитета в автопроме и в смежных отраслях, создание собственной санкционностойкой компонентной и инженерной базы, сохранение и развитие собственных компетенций и технологических процессов. Эти задачи формировались на протяжении 2022 года, когда мы столкнулись с беспрецедентными внешними санкциями, из-за которых в тот период российский автопром оказался на позиции одной из наиболее пострадавших отраслей. В ряде случаев заводы были вынуждены остановить конвейеры, кратно срезать объемы выпуска из-за отказа бывших зарубежных партнеров обеспечивать поставки необходимых комплектующих.
С тех пор мы совместно с автозаводами, производителями компонентов, предприятиями смежных отраслей сделали значительный рывок вперед. По итогам прошлого года объемы производства автомобилей в РФ превысили 967 тыс. штук, что на 15,3% больше 2023 года и примерно в полтора раза больше, чем в 2022 году.
— А как обстоят дела с модельным рядом выпускаемых в РФ машин?
— Уверенно развиваемся и расширяем модельный ряд во всех сегментах транспорта. Говоря о российском автопроме, для многих привычным шаблоном остается отождествление всей отрасли с "Автовазом" — конечно, это одно из наших ключевых предприятий с самыми значительными объемами производства. Но я обращу внимание, что только в легковом сегменте у нас в стране производятся автомобили более 20 брендов. На наших собственных сборочных линиях стоят более 50 моделей: седаны, кроссоверы, высокопроходимые автомобили, пикапы. Есть конструктивные решения и с двигателями внутреннего сгорания, и на газомоторном топливе, выпускаются и электромобили, и последовательные гибриды.
Не менее широкая палитра представлена в сегментах ЛКА (легковых коммерческих автомобилей — прим. ТАСС) и грузовых автомобилей — "УАЗ", "Газ", "Соллерс", "Камаз", "Урал". К концу года ожидаем запуск серийного производства автомобилей БАЗ. Наши бренды здесь также занимают доминирующую позицию на рынке. Технологически мы уже дошли до беспилотных грузоперевозок, которые в рамках экспериментальных правовых режимов запущены на нескольких федеральных трассах. Это одно из достижений отрасли, которое доказывает, что компетенции наших машиностроителей уже давно не уступают по конкурентоспособности крупным мировым игрокам.
В части общественного транспорта у нас всегда были сильные компетенции, наши предприятия не только сохранили, но и преумножили их. Оперативно обеспечиваем все потребности транспортного комплекса, в том числе в экологически чистых электробусах или модификациях на газомоторном топливе, обеспечиваем регионы и муниципалитеты школьными автобусами, освоили производство туристических моделей.
— Что сейчас происходит с производством комплектующих в автопроме?
— Безусловно, чтобы дать пространство для адаптации и дальнейшего динамичного развития, в 2022 году мы шли навстречу нашим производителям, вводили параметры национального технического регламента, подразумевавшие некоторые послабления в части оснащения комплектующими. Это было необходимо для стабильной работы наших заводов, сохранения рабочих мест и квалификации российских специалистов. Сейчас все эти вопросы решены, все требования технического регламента Таможенного союза выполняются, серьезно приросла и наша собственная компонентная база.
Задача по развитию российского производства критически важных для отрасли комплектующих остается для нас приоритетной. Работаем над тем, чтобы обеспечить ключевыми компонентами не только традиционные производственные площадки, но и те, которые мы перезапустили после ухода зарубежных брендов.