Безраздельное акционирование

©

Пенсионным фондам не уйти от реорганизации

Закон об акционировании негосударственных пенсионных фондов, внесенный вчера в Госдуму, не оставляет крупным НПФ шанса остаться некоммерческими организациями и сохранить непрозрачность структуры владения и мягкость надзора. Вывести работу с корпоративными пенсиями в отдельную структуру и не акционировать ее до 2018 года у фондов не выйдет: текущая версия законопроекта не разрешает дробить НПФ.

Правительство вчера внесло в Госдуму проект поправок в закон "О негосударственных пенсионных фондах" и другие законы. Поправки определяют порядок акционирования НПФ, а также отельные нормы надзора за фондами, которые будут функционировать в форме АО. Основные положения проекта остались неизменными по сравнению с его ранними версиями — создание новых НПФ в форме некоммерческих организаций (НКО) с нового года будет невозможно. Для реорганизации в акционерное общество закон предусматривает два срока в зависимости от вида деятельности фонда. НПФ, привлекающим накопления граждан по программам обязательного пенсионного страхования (ОПС), придется завершить акционирование до 1 января 2016 года; фондам, работающим только с корпоративными программами,— до 1 января 2017-го. Сроки уже назывались (см. "Ъ" от 8 октября), но текущая версия проекта указывает, что ЦБ может продлить по своему усмотрению срок акционирования фонда на год.

Ранее участники рынка предполагали, что некоторые крупные фонды могут решиться на максимальное затягивание процесса акционирования. Высказывались предположения, что игроки с достаточно большим объемом пенсионных резервов (средств, отчисляемых работодателями по корпоративным программам) могут выделить ОПС в отдельную структуру и сдать лицензию, продолжив заниматься только негосударственным пенсионным обеспечением. Но текущая версия законопроекта делает такое разделение практически невозможным: поправки в ст. 33 закона об НПФ оставляют некоммерческим НПФ только две формы реорганизации (кроме акционирования) — слияние или присоединение; разделить можно будет только акционерный пенсионный фонд. То есть лицам, контролирующим некоммерческий НПФ и желающим разделить его, придется либо попытаться успеть сделать это до 1 января 2014 года (когда закон вступит в силу), либо отказываться от работы с накоплениями, уже пройдя процедуру акционирования, что бессмысленно. 

Нынешняя версия законопроекта в любом случае устроила бы фонды со значительным объемом резервов, не работающие по ОПС. Но таких фондов на рынке всего два — Газпромбанк-фонд (объем резервов по итогам первого полугодия — 4,9 млрд руб.) и "Авива" (4,4 млрд руб.). "Основная задача фонда — реализация пенсионной программы для сотрудников Газпромбанка. Изменения в законодательстве в меньшей степени коснутся нас, поскольку фонд не работает со средствами пенсионных накоплений. Мы уверены, что эти изменения не ухудшат условий пенсионного обеспечения наших сотрудников",— заявила первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова. 

Во многих других крупных фондах проектом недовольны. "Акционирование — положительная мера, особенно для фондов, которые планируют заниматься обязательным пенсионным страхованием. Но те фонды, которые собираются заниматься корпоративным обеспечением, могут и должны остаться в форме некоммерческих",— полагает глава Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. 

Впрочем, текст поправок еще может неоднократно измениться в Госдуме. "Тот насильственный подход, который мы видим сейчас, неоправдан",— считает господин Угрюмов. 

Выгоды от владения акционерными НПФ законопроект делает более прозрачными, но не слишком значительными. Дивидендные выплаты можно будет назначать только в случае прибыльности НПФ и после отчислений в гарантийные фонды, вознаграждения управляющей компании и спецдепозитарию. Не менее 85% дохода, уменьшенного на все эти выплаты, должно пойти на увеличение суммы пенсионных резервов и накоплений в фонде, соответственно, 15% теоретически может пойти на дивиденды. Согласно действующему законодательству, НПФ сейчас могут направлять такую же долю дохода на свои нужды. На практике по верхней границе забирают себе средства единицы. Согласно отчетности за 2012 год, размещенной на сайте ФСФР, из 103 НПФ, привлекающих накопления, 40 перечислили себе в имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) 10-14% инвестдохода, два фонда — ровно 15%, 25 не перечислили ничего, лишь НПФ "Образование" — 27%.

Коммерсантъ

Поделитесь