Бизнес оценит проекты с господдержкой
6 августа 2013 00:00:00
Пресс-служба РСПП

Успешный опыт регионов по реализации инвестиционных проектов, которые реализуются с государственной помощью, будет размножен на территории всей страны. А к отбору свежих инвестиций теперь чиновники собираются привлечь бизнес.

Отбор проектов по новым правилам минрегион собирается начать совсем скоро. Уже 15 августа из министерства будет отправлено по этому поводу письмо в регионы. Они должны будут выбрать координаторов, которым поручат контролировать выбор проектов и формировать так называемую консолидированную заявку, учитывающую мнение всех сторон, рассказал представитель рабочей группы минрегиона по повышению инвестиционной привлекательности Сергей Могучов.

С региональными проектами, которые могут рассчитывать на господдержку, минрегион, напомним, работает уже несколько лет. Но вся проблема в том, что регионы подчас переоценивают собственные силы и возможный приток частных средств. "А также в том, что инвестиции идут неравномерно и несистемно", - заметил Сергей Могучов. Он подчеркнул, что главная мысль рабочей группы в том, что "крупнейшие" проекты стране сейчас не нужны. "Ими сложно управлять, их сложно контролировать, особенно на стадии их становления", - объяснил эксперт. Поэтому рабочая группа при минрегионе определила, что в ее фокус попадают только те идеи, реализация которых обойдется в сумму от 50 миллионов до 1 миллиарда рублей. Если проекты инфраструктурного типа - тогда сумма может быть увеличена до 2 миллиардов рублей. "Мы смотрим рынок сбыта и пляшем от сбыта. Плечо рынка сбыта в должно быть не больше 400 километров, чтобы не увеличивать логистические затраты", - уточнил Могучов.

К проектам есть и другие требования. У инициатора должно быть четкое понимание идеи, а также то, какую пользу она может принести для экономики региона. Минимум 10 процентов акций юридического лица, которое будет заниматься реализацией проекта, должно находиться в собственности инициатора проекта. Кроме того, у него в аренде или в собственности должна быть земля или недвижимость. Рабочая группа оказывает проектам содействие с долговым финансированием. Кредиты в банках под проекты можно получать на длительный срок, по низкой процентной ставке.

Но для того, чтобы чиновники не "промахнулись" в выборе проектов и не сделали ставку на убыточные идеи, и нужна помощь бизнеса, который предельно ясно представляет себе ситуацию.

Предложение бизнесменам уже сделано. Оно прозвучало на круглом столе в ходе конференции "Форсайт-флот", организованной Агентством стратегических инициатив (АСИ).

У представителей бизнес-сообщества моментально возник вопрос выгоды. И здесь власти есть чем ответить. Информационные, консалтинговые услуги, предоставление собственных площадей - это лишь малый спектр дополнительных бонусов для региональных координаторов инвестпроектов от бизнеса. А минрегион, в свою очередь, поможет им наладить взаимодействие с региональной властью.

"У каждого региона есть свои проблемы и приоритеты, - комментирует возможные критерии отбора проектов по отраслевой принадлежности профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ "Высшая школа экономики" Алексей Скопин. - А предприниматель всегда должен стремиться производить дешевые, но качественные продукты, для которых есть рынок сбыта - как внутренний, так и международный. Самыми эффективными в этом смысле для России остаются сырьевые и полусырьевые проекты". Интересными как для бизнеса, так и для власти, полагает эксперт, могут быть также рекреационные проекты.

В то же время проблемы возникают там, где речь идет об инфраструктуре, признает Скопин. "Практически везде она у нас находится в плачевном состоянии. И все устроено таким образом, что на ремонт дороги в итоге уходит больше денег, чем на ее строительство. В итоге она становится камнем на шее того региона, который ее построил". Вот именно здесь и надо наводить порядок, полагает эксперт. Но одним привлечением бизнеса дела не поправишь. В первую очередь, нужно установить ответственность строителей дорог за их состояние, чтобы в течение 15-20 лет после прокладки новой дороги о ней и вспоминать не приходилось, говорит эксперт. А это, в первую очередь, вопрос привлечения приличных подрядчиков. При этом инфраструктурные проекты будут окупаться 20-30 лет, они требуют сложных расчетов, говорит он.

"Российская газета" - Федеральный выпуск №6147 (171)

Поделитесь