Бюджет подсел на нефтяную иглу
23 Сентября 2013 00:00:00

Торможение экономики и рост бюджетного дефицита вынудили правительство прибегнуть к проверенному способу: увеличить нагрузку на сырьевой сектор

В пятницу Госдума одобрила предложенный Минфином налоговый маневр в нефтяной отрасли и новую формулу расчета газового НДПИ. Поправки в Налоговый кодекс и закон о таможенном тарифе были приняты сразу во втором и третьем чтении. Торможение экономики и рост бюджетного дефицита вынудили правительство прибегнуть к проверенному способу: увеличить нагрузку на сырьевой сектор.

Налоговый маневр

Поэтапное снижение экспортных пошлин и повышение ставок НДПИ для нефти концептуально было одобрено президентом и премьером на совещаниях по бюджету. После этого параметры маневра всю прошедшую неделю обсуждались в правительстве и Госдуме.
В итоге депутаты одобрили снижение пошлины на экспорт нефти с 60 до 59% (от разницы между средней ценой нефти за месяц и $182,5) в 2014 г., 57% — в 2015 г. и 55% — в 2016 г. Потери бюджета должно компенсировать повышение базовой ставки НДПИ для нефти в течение трех лет: на 4,9% — до 493 руб., 530 руб. и 559 руб. за тонну соответственно. Кроме того, решено снизить пошлины на экспорт светлых нефтепродуктов, говорит чиновник Минфина: сейчас для всех нефтепродуктов, кроме бензина, общая ставка — 66% от нефтяной, она уменьшится до 65, 63 и 61% в 2014-2016 гг.

Маневр пополнит бюджет на 175 млрд руб., рассчитал Минфин. Рост нагрузки вполне обоснован, говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов: от замораживания железнодорожных тарифов в 2014 г. «больше всех выигрывают нефтяники». Минэнерго, которое выступало против маневра, оценивало потери отрасли в 75 млрд руб. в год. Компании потеряют 2-3% EBITDA, подсчитал Алексей Кокин из «Уралсиб кэпитал». Снижение пошлин на экспорт нефти тоже выгодно не для всех компаний, говорит Сергей Вахрамеев из ИК «Анкоринвест»: ставка уменьшится примерно на $58 за 1 т, что приведет к росту внутренней цены нефти (считается как разница между экспортной — и расходами на пошлину и транспортировку), упадет маржа НПЗ. Больше всего пострадают холдинги, у которых объемы переработки превышают собственную добычу, отмечает Кокин: это «Башнефть» (разница в 5 млн т) и НК «Альянс» (1,3 млн т). Представители обеих компаний от комментариев отказались.

Именно для таких компаний и запланировано снижение пошлин не только на нефть, но и на дизельное топливо, объяснял директор департамента Минфина Илья Трунин, так они компенсируют потери от роста внутренних цен на нефть. Это должно стимулировать более глубокую переработку нефти, надеется представитель Минэнерго. Главный бенефициар маневра — как раз принадлежащий «Альянсу» Хабаровский НПЗ (ранее источники «Ведомостей» рассказывали, что «Роснефть» ведет переговоры о покупке «Альянса»), утверждает федеральный чиновник: он получит более $300 млн дополнительного чистого денежного потока. Льгот недостаточно, заводу еще нужно найти покупателей на дополнительные объемы «дизеля», замечает Вахрамеев. Уже сегодня производство и мазута, и моторного топлива превышает потребление, что сдерживает рост цен, согласен сотрудник нефтяной компании.

Нефтяники несут потери не только из-за маневра. С 2015 г. запланировано увеличение экспортной пошлины на мазут до 100% от нефтяной, что согласно материалам Минфина к заседанию правительственной комиссии по бюджету принесет казне в 2015-2016 гг. еще 484,8 млрд руб. Мера приведет к закрытию 5-7 заводов, жалуется нефтяник. И может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке, добавляет федеральный чиновник.

Рост нагрузки из-за увеличения внутренней цены нефти компании компенсируют повышением цен на бензин, уверены эксперты и предупреждают сами нефтяники. Ведь одновременно растет и акциз, отмечает нефтяник. Литр бензина и дизельного топлива может подорожать максимум на 1,4 руб., говорил замминистра финансов Сергей Шаталов.

Новая формула

Сейчас ставки газового НДПИ фиксированные, с 2012 г. они различаются для «Газпрома» и независимых производителей. Одобренная Думой формула НДПИ начнет действовать с 2014 г. Она включает базовую ставку НДПИ (35 руб. за 1000 куб. м и 42 руб. за 1 т конденсата), которая умножается на шесть ключевых переменных и уменьшается на 50% расходов на транспортировку (умножаются на коэффициент 0,5).

Транспортная составляющая будет учитываться только с 2015 г. Но именно она стала главным предметом споров, знает участник дискуссии в Госдуме. Этот коэффициент — суть конфликта, подтверждает представитель «Газпрома», отказавшись пояснять детали. В правительственном законопроекте коэффициент был равен 0,5. При подготовке текста ко второму чтению ведомства согласовали полное включение транспортной составляющей в формулу с коэффициентом 1, сообщал представитель Минэнерго. Но бюджетный комитет Госдумы не стал менять изначальный вариант, и в итоге Госдума утвердила коэффициент 0,5.

Чем выше коэффициент, тем хуже «Газпрому», говорит исполнительный директор «Геокина» Дмитрий Богданов: ведь его конкуренты уменьшают свой НДПИ на половину транспортных расходов, а концерн этого сделать не может — он и собственник, и оператор газопровода. Это очередная потеря «Газпрома», замечает Богданов, — наряду с замораживанием тарифов в 2014 г. для предприятий и отменой льгот по налогу на инфраструктуру.

Этот коэффициент «забирает деньги у нас и возвращает конкурентам», возмущается источник, близкий к «Газпрому». Формула поможет и бюджету, и инвесторам, считает Богданов, но коэффициент определялся из расчета 15% роста внутренних цен на газ, замораживание тарифа тогда не предполагалось.

Формула учитывает ресурсную базу, отмечает сотрудник одного из независимых производителей: предусмотрены понижающие коэффициенты в зависимости от степени выработанности и географии месторождений. Но «заточены» они в основном под базу «Газпрома», жалуется собеседник. Учитывая, что понижающий коэффициент при транспортной компоненте получился меньше, чем просили независимые компании, нагрузка на них может вырасти, говорит он.

Введение формулы не приведет к существенному росту ставок в сравнении с заложенными на 2014-2015 гг. в Налоговом кодексе, считает аналитик «ВТБ капитала» Екатерина Родина. Шаталов говорил, что благодаря льготам платежи по газовой отрасли могут остаться на уровне 2013 г. Если учитывать понижающий коэффициент, то налоги для «Газпрома» вырастут незначительно по сравнению с тем, что раньше предполагалось Налоговым кодексом, говорит аналитик UBS Максим Мошков: газовый НДПИ для госкомпании в 2014 г. может вырасти на 8,3% по сравнению с планом правительства — до 758 руб. за 1000 куб. м.

Cырьевая зависимость

Решение по налоговому маневру для нефтяников достаточно спорное, отмечает Елена Пенухина из ЦМАКП: вырастут издержки компаний и цены на сырье. Но выбор источников для финансирования расходов невелик, признает она: поступления налога на прибыль падают, НДС — не растут, а цена на нефть высока и государство изымает часть доходов отрасли.

У нефтяников доля изымаемой сырьевой ренты в 2,5 раза выше, чем у газовиков, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, дефицит бюджета можно сократить за счет увеличения изъятия НДПИ в газовой отрасли. Поможет экономике и налоговый маневр для нефтяной отрасли, считает он: механизм экспортных пошлин — это субсидирование внутренних потребителей, их снижение или отмена создадут стимулы для повышения энергоэффективности.

Компании могут сократить инвестпрограммы, поэтому в краткосрочной перспективе это негативная новость для экономики, признает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». Но государство вынуждено усилить нагрузку на самую доходную часть экономики, что увеличивает его зависимость от этих доходов, резюмирует он. По одобренному правительством проекту бюджета на 2014-2016 гг. ненефтегазовый дефицит и доля сырьевых доходов бюджета сокращаются медленнее, чем ожидалось ранее.

Ведомости

Поделитесь