Бюджетное послание для бизнеса: новые вызовы – новые возможности

© Управление экономической политики и конкурентоспособности

Идеология, заложенная в Бюджетном послании Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 годах, предполагающая упор в перспективе на такие конкурентные преимущества страны как макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов, поддерживается бизнесом.

Задача «увязки» прогноза, стратегии развития страны и бюджетной политики в долгосрочной перспективе действительно должна быть решена не позднее 2012 года. Слишком часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда реализуемая бюджетная политика противоречит целям, заложенным в стратегиях и программах социально-экономического развития страны, а социально-экономические меры формируются «без оглядки» на бюджетные возможности. В результате ни благоприятного делового климата, ни бюджетной стабильности.

Что касается закрепления, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета, то на наш взгляд, жестко закрепленный размер дефицита или принцип бездефицитного бюджета – не самоцель. Важна ответственная бюджетная политика, а предлагаемые правила и ограничения дефицита – лишь один из ее инструментов.

Появилась некоторая определенность в части снижения на 2012 - 2013 годы ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 %, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, – до 20 %.

Не менее важна фиксация необходимости уже в следующем году определиться с направлениями развития системы соцстраха, включая пенсионную систему. Правда, судить о степени приемлемости данных предложений для бизнеса можно будет только после оценки соответствующего законопроекта.

Для нас очень важно, что получило поддержку предложение РСПП о необходимости активнее использовать увеличение доходов от распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности для решения социальных задач.

Не менее значимо декларируемое расширение применения механизмов ГЧП при реализации инвестиционных и инновационных проектов, а также создания новых, но давно ожидаемых институтов развития, включая агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Позитивным сигналом можно считать намерение учитывать в оценке целесообразности бюджетных расходов возможность отрицательных результатов инвестиционных проектов.

Решение задачи децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и повышения их бюджетной самостоятельности поддерживается бизнесом, но не должно приводить к ухудшению предпринимательского климата. Несмотря на то, что налоговые льготы являются не самым значимым фактором выбора региона инвестором, принимать решения об их отмене следует чрезвычайно осторожно. Например, в Бюджетном послании предлагается рассмотреть возможность отмены льгот по налогу на имущество, тогда как мы предлагаем освободить от налога как минимум новое технологическое оборудование в течение первых трех лет эксплуатации оборудования.

В целом, учитывая довольно жесткую позицию отдельных профильных органов власти по стимулирующим инвестиции мерам, хотелось бы большей конкретики в предложениях, учитывая, что в отношении инновационных проектов представлен достаточно широкий перечень мер, а в отношении модернизационных проектов четко сформулированы лишь предложения по амортизационной политике.

Для нас важна высказанная поддержка скорейшего введения в законодательство Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций.

Что касается предложения вводить налог на недвижимость с 2012 года по мере готовности субъектов Российской Федерации, где кадастровая оценка объектов капитального строительства завершена, то здесь необходима осторожность. Существует два базовых риска:

1. Неравенство налогоплательщиков в различных регионах (не просто разные налоговые ставки в соседних регионах, а иные принципы налогообложения недвижимости).

2. Рост нагрузки на «средний класс» - для наиболее состоятельных граждан рост налога на недвижимость особых проблем не представляет, для малообеспеченных - предполагаются льготы, а средний класс оказывается под ударом, учитывая, что пока не ясно, сколько все-таки придется платить.

Но в целом бюджетное послание достаточно позитивно воспринимается бизнес-сообществом, которое разделяет сформулированные там цели, задачи и большинство предложенных мер.

Поделитесь