Cеминар-совещание руководителей и специалистов металлургических и горнорудных предприятий по вопросам организации труда и управления
24 Июня 2015 00:00:00

ООО «Корпорация производителей черных металлов» совместно с общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциацией металлургов России» 24-25 июня 2015 г. провели семинар-совещание «Практика управления персоналом на металлургических предприятиях», в котором приняло участие более 40 представителей компаний, имеющих активы в России, Украине и Казахстане.

Открыл работу семинара-совещания президент Корпорации «Чермет» Гугис Н.Н.

Начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Министерства России  Солдунов  В.А. рассказал слушателям об основных направлениях развития законодательства об охране труда. С того момента, как с 1.01.2014 года начал действовать закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», принято 4 постановления Правительства РФ, 21 приказ Минтруда России, касающиеся основных направлений формирования нормативно - правовой базы для реализации этого закона. 

Совершенствование законодательства продолжается: подготовлены поправки в законодательство о специальной оценке условий труда (СОУТ), в методические документы, уточняя порядок определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах. 

Формируется рынок услуг в области СОУТ. В настоящий момент только 56 организаций имеют право проводить оценку. 763 организации, предлагающие свои услуги, аккредитованы на проведение аттестации рабочих мест.

Предстоит сформировать и внедрить оценку профессиональных рисков,  решить проблему надзорно - контрольной деятельности в области охраны труда, а также реформировать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, построив  зависимость страховых взносов от профессиональных рисков, от классов, подклассов условий труда на рабочих местах.

Свои позиции о законодательной базе по специальной оценке условий труда изложили председатель ЦС ГМПР Безымянных А.А. и исполнительный директор  «АМРОС» Окуньков А.М. Оба выступающих согласны, что современная система оценки условий труда значительно прогрессивнее действовавших ранее.

Мнение профсоюзов заключается в том, что процесс внедрения Закона прошел достаточно быстро, и «Методика проведения СОУТ» была принята без учета их мнения, многие проблемы остались не решенными. И только благодаря тому, что бизнес понимает всю ответственность перехода на новую методику и осуществляет внедрение СОУТ более мягко, чем предписывает закон, пока еще нет массовых конфликтов в коллективах. В случае снижения классов вредности, все вопросы по недопущению снижения льгот и компенсаций работникам на предприятиях решаются с помощью специальных постановлений, коллективных договоров.

АМРОС считает, что принятый Закон даст возможность получить реальную картину условий труда на рабочих местах. Принятая «Методика проведения СОУТ» исключила ряд неконтролируемых или слабо контролируемых факторов вредности и, хотя и является более прогрессивной, тем не менее, еще несет на себе груз прошлых лет, когда заработная плата строго ограничивалась, а все вредности компенсировались дополнительными льготами.

В дальнейшем все вредности производства должны компенсироваться заработной платой и системой различного видов страхования.

О том, как была организована работа по СОУТ на предприятиях холдинга, рассказал директор дирекции по социальной политике компании «ЕвразХолдинг» Мисник Г.Б.

За организацию проекта СОУТ взялась сама компания – был создан управляющий комитет проекта, определены 2 пилотные площадки, на которых этот проект был запущен и опыт которых был распространен в дальнейшем на остальные предприятия. Внедрение этого проекта позволило предприятиям оптимизировать численность и затраты на персонал, сократить взносы в ПФР.

Заместитель исполнительного директора «АМРОС» Чеверева М.И.  познакомила слушателей с концепцией реформирования системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве. Основной ее принцип заложен в переносе страхования утраченного заработка в связи с установлением стойкой утраты работоспособности, на страхование утраты заработка застрахованного в связи с досрочным прекращением работы в условиях с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Реализация этого проекта разбивается на 2 части.

1 этап – это «защита временем» - предупреждение профзаболеваний за счет вывода работников из опасных условий труда при наличии первых признаков заболевания и проведение максимальной реабилитации для восстановления его здоровья.

2 этап – интеграция системы досрочного пенсионного обеспечения в систему страхования профессиональных рисков, что является новым видом страхования - страхование утраты заработка вследствие досрочного остановления работы во вредных условиях, при котором застрахованный получает ежемесячные компенсационные выплаты.

О развитии досрочного негосударственного пенсионного обеспечения с 2015 года рассказали директор Департамента пенсионного обеспечения Минтруда России Игнатьев И.М. и  президент АО НПФ «Гефест» Масюк И.Б.

Министерством труда России подготовлен и опубликован для публичного обсуждения законопроект по стимулированию развития корпоративных пенсионных систем в части формирования досрочных пенсий. Основная идея этого предложения осуществлять на базе НПО досрочные пенсионные выплаты работникам, занятым в особых условиях труда.

Работодатель, создавший систему ДНПО, освобождается от уплаты дополнительных взносов в ПФР, негосударственная пенсия выплачивается с досрочной трудовой пенсией, взносы работников софинансируются государством в размере 1 к 1 или 4 к 1 (в зависимости от специального стажа во вредных условиях труда) и самое главное - накопленные средства наследуются на всех этапах. Этот законопроект может начать работать с 2016 года.

Об опыте внедрения проекта нормирования численности аппарата управления логистической компании, доложила председатель Экспертного совета ГК «ЛюдиPeople» Петрова В.А.

В результате оценки бизнес-процессов через трудозатраты, расчета норм управляемости и с помощью бенчмаркинга с организациями похожих видов деятельности удалось сократить персонал на 28 % и добиться экономии зарплаты на 30%.

На совещании состоялся обмен опытом работы служб по персоналу металлургических комбинатов России и Украины.

Выступление менеджера управления персоналом ОАО «ММК» Любасюка Е.В. было посвящено задачам, которые пришлось решать предприятию в период 2014 год и начало 2015 года. В ходе их реализации произошло снижение численности персонала по ОАО «ММК» на 10,7%, снижение управленческих затрат за счет снижения уровней управления с 8-ми уровней до 5-ти (на 1 руководителя приходится 5-6 подчиненных). Самым крупным проектом явилась централизация служб ТО и Р – создание Объединенной сервисной компании, куда вошли 12 специализированных предприятий, и которая теперь является для комбината единым подрядчиком и самостоятельно управляет своей численностью, бюджетом, закупками, прибылью. На 1 этапе цель – снижение количества подрядчиков и субподрядчиков, оптимизация персонала. На 2 этапе цель - совершенствование ремонтов (сэкономить до 1 млрд. руб. до конца 2015г.).

Продолжил тему реорганизации ремонтных служб  начальник отдела организации труда и заработной платы ОАО «ЕВРАЗ НТМК» Куликов А.Е.

Повысить производительность труда ремонтного персонала, обеспечить эффективную организацию проведения ремонтов, мотивировать персонал на качественное выполнение своих функций позволила система, внедренная на комбинате, которая изменила концепцию работы ремонтных цехов: работать на предупреждение ремонтов, над повышением надежности работы оборудования, а не только на устранение отказов оборудования. Проведенная оценка всего ремонтного персонала по матрице АВС, выявившая неэффективный персонал, который подлежал высвобождению или переобучению на другую профессию, позволила оставшийся персонал обучить вторым профессиям, произвести выравнивание, перераспределение его загрузки, сократить звенья управления, снизить затраты на изготовление запасных частей.

С докладом «Развитие систем премирования на основе КПЭ рабочих, младшего и среднего менеджмента металлургических предприятий» выступил  – начальник управления компенсаций и льгот  ММК им. Ильича Щербак А.В.

Он рассказал, как на комбинате решалась задача разработки более прогрессивной системы премирования. Внедрение «единой системы премирования» прошло 5 этапов трансформации (перевод руководителей на премирование по квартальным картам эффективности, введение показателя качества, установление зависимости показателей премирования от загрузки оборудования, модернизация системы премирования для аппарата управления) и позволило устранить недостатки прежней, стать более прозрачной и напрямую обеспечить зависимость потраченного труда и вознаграждения.

С большим интересом было встречено сообщение начальника управления внутренних коммуникаций ММК им. Ильича Суховой К.К. на тему: «Внедрение программы «Индивидуальный социальный пакет на металлургическом предприятии» как альтернатива стандартного набора льгот коллективных договоров».  На предприятии по новому подошли к распределению социальных льгот между трудящимися. Несмотря на высокий уровень наполнения прежнего социального пакета, у коллектива он не вызывал удовлетворенности. В результате опроса были выявлены дополнительные опции пакета, предложенные самими работниками, которые позволили сформировать 5 социальных пакетов. Работники могут выбирать любой из них и тем самым на предприятии добились адресности получения социальных благ, тем самым повысив удовлетворенность персонала с 36% до 67%. Совершенствование социального пакета продолжается – намечено предоставлять услуги по типу «шведского стола».

Презентация генерального директора ООО «ЦНОТОРГМЕТ» Котляра Б.А. «Труд, производительность, оплата, конфликты» касалась вопроса: зависимость повышения уровня жизни работников от роста производительности труда и эффективности производства. В основе всех серьезных конфликтов всегда лежит неудовлетворенность заработной платой. Использование индексации как основного метода повышения оплаты труда работников приводит к снижению стимулирующей роли заработной платы и уменьшает ее зависимость от результатов труда. Отметил, что предварительные переговоры любой сложности лучше, чем переговоры во время забастовки. Опираясь на собственный опыт, рассказал о необходимости четкого прописывания в профессиональных стандартах, какими знаниями и умениями должны отличаться разряды. Призвал обращать внимание при совершенствовании оплаты труда на то, как меняется заработная плата в зависимости от результатов труда.

Директор по развитию профессиональных квалификаций НИИ труда и социального страхования Минтруда России Волошина И.А. представила проект «Национального справочника востребованных, новых и перспективных профессий». Отметила, что в справочник войдут профессии, имеющие ключевое значение для конкретных отраслей, новые профессии и профессии, содержание которых в среднесрочной перспективе будет существенно меняться. Справочник будет формироваться по отраслевому принципу. Основой разработки справочника будут разработанные профессиональные стандарты.

С докладом «Национальная система развития квалификаций. Возможность сопряжения труда и образования» выступила директор Центра развития профессиональных квалификаций РСПП Смирнова Ю.В. Она подробно проинформировала о развитии системы профессиональных квалификаций в России, роли в этом развитии Национального и Отраслевых советов по профессиональным квалификациям, о соотнесении федеральных государственных образовательных стандартов с уже разработанными профессиональными стандартами. Подробно остановилась на вопросе создании и функционировании Отраслевого совета по профессиональным квалификациям, подчеркнув, что принципиальное значение имеет представительство в Отраслевом совете большинства значимых для отрасли компаний. Рассказала о следующей задаче по развитию  Национальной системы квалификаций – создание инфраструктуры по оценке профессиональных квалификаций.

Отраслевой совет должен обеспечить:

- участие в определении потребностей в образовании, в разработке образовательных стандартов и в обновлении программ обучения;
- координацию разработки, актуализации и организации применения профессиональных стандартов, рамок квалификаций и квалификационных требований, рассмотрение профильных проектов профессиональных стандартов и выдача соответствующих экспертных заключений;
- мониторинг рынка труда, оценка потребностей в квалификациях, новых профессиях, внесение необходимых изменений в наименования и перечни профессий;
- установление требований для подтверждения профессиональной квалификации (сертификации);
- представительство компаний в решении вопросов развития профессиональных квалификаций.

Проинформировала о временном порядке разработки федеральных государственных образовательных стандартов  на основе утвержденных профессиональных стандартов, принятом Министерством образования РФ. Национальным советом приняты базовые принципы профессионально-общественной аккредитации. Сформирован комплект организационно-методических документов, связанных с проведением процедур независимой оценки квалификаций.

В заключении своего доклада отметила роль ООО «Корпорация «Чермет» в разработке профессиональных стандартов в 2014-15 гг. и подчеркнула важность продолжения разработки и актуализации профессиональных стандартов в следующем году.

Заместитель аппарата Комитета Государственной Думы РФ по труду, социальной  политике и делам ветеранов Леонов А.С. проинформировал слушателей о принятых законах и изменениях к действующему трудовому законодательству. Отдельно он остановился на законе 122-ФЗ от 2.05.2015 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1.07.2016 г. 

Участники семинара-совещания  с большим интересом прослушали выступления докладчиков, получили подробные ответы на все возникшие вопросы, признали полезными передовые практики предприятий в области совершенствования организации труда и управления и считают целесообразным дальнейшее проведение подобных семинаров-совещаний.

Поделитесь