7 октября 2015 года по инициативе Либеральной платформы партии «Единая Россия» и медиахолдинга «Эксперт» состоялся Круглый стол на тему: «Влияние государственного регулирования торговой деятельности на экономику России и конечного потребителя в условиях санкций».
В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти, крупнейших компаний товаропроизводителей и представители сектора торговли.
Комиссию РСПП по агропромышленному комплексу на круглом столе представляли: Ковалев Ю.И., генеральный директор Национального союза свиноводов; ДаниленкоА.Л., председатель Правления Национального союза производителей молока, Злочевский А.Л., президент Российского зернового Союза, Мухлаев А.М., исполнительный директор Масложировой ассоциации Таможенного союза, Аносов Ю.М., заместитель председателя-ответственный секретарь Комиссии; ведущие эксперты Комиссии.
Было отмечено, что в настоящий момент Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» Это проект направлен на решение задачи обеспечения продовольственной безопасности, прежде всего за счет более жесткого регулирования коммерческих взаимоотношений между производителями потребительских, в том числе продовольственных товаров, и розничными торговыми сетями. Проект исходит из предположения, что в текущий момент перераспределение финансовых средств от розничных сетей в пользу производителей позволит существенно расширить предложение товаров для российских потребителей. Являются ли эти шаги действенными или требуется новый спектр действий, которые позволят существенно расширить предложение розничного рынка России, и которые сегодня готовы предпринять вся участники рынка? Такие вопросы было предложено обсудить на круглом столе.
Государство должно законодательно ограничить торговую наценку на продукты, заявил первый заместитель комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский С учетом всех выплат и бонусов, наценка на продовольственные товары в России не должна превышать 25%. По мнению сенатора Сергея Лисовского, соответствующий закон может быть принят в ближайшие годы. Он отметил, что сейчас торговая наценка сетей на продукты мясопереработки приближается к 50%, а на овощи этот показатель варьируется от 100 до 200%. В связи с этим поправки в законопроект о торговле необходимы, уверен Лисовский.
«Никто не отменял законов экономики. Если у торговых сетей есть рыночная сила и есть монопольное право, они им будут пользоваться. Поэтому если государство не будет их регулировать, то мы с вами получим разорение собственного производства, уничтожение собственных производителей, и в конечном итоге сети будут торговать только импортным товаром, и, в принципе, оно к этому и шло. Нам надо думать не о правах сетей, а о правах наших граждан, нашей страны иметь собственное производство и собственную экономическую независимость», — заявил Лисовский.
В мае этого года Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о торговле. Нововведения предусматривают ограничения ретро-бонусов, а также изменение условий оплаты товара и его возврата. По оценке комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, реализация поправок повысит «добросовестность ведения торгового бизнеса и улучшит ситуацию во взаимоотношениях поставщиков и торговых сетей». Против инициативы законодателей выступили ритейлеры. По словам участников рынка, любое излишнее регулирование может навредить развитию отрасли. Многие проблемы сети могут решить сами, сообщил директор по взаимодействию с органами госвласти X5 Retail Group Станислав Наумов.
«Для кардинального изменения ситуации на продовольственном рынке необходимо выделить развитие логистической инфраструктуры, товаропроводящей сети. В последние пять лет этому внимание на уровне государства не уделялось, только недавно было поручение Министерства сельского хозяйства развивать эту инфраструктуру, но в корпоративных планах это уже есть. У нас есть планы удвоения пространства, на которое могут прийти отечественные производители в условиях санкций, в условиях повышения значимости ценовых характеристик. От того баланса, который в результате диалога по поправкам будет выстроен, будет зависеть не только наше развитие, но и развитие наших стратегических партнеров, производителей», — подчеркнул Наумов.
Закон о торговле вступил в силу в 2010 году. Еще тогда он вызвал недоумение у юристов: они отмечали, что некоторые положения документа противоречат Гражданскому кодексу. Новые поправки не улучшат ситуацию и могут спровоцировать рост потребительских цен, считает юрист, заместитель председателя совета Исследовательского центра частного права имени Алексеева при президенте Лидия Михеева.
«Обратный эффект это создаст. Все-таки вот этот явный диссонанс между законодательством гражданским, которое в сторону либеральных новелл развивается, и законодательством о торговой деятельности, которое напрямую диктует договорные формы, не желая по существу заниматься отладкой антимонопольных, налоговых и иных публично-правовых механизмов, конфликт в конечном итоге повлечет усиление негативных тенденций в плане обхода закона, в конструировании промежуточных схем, а это вредит конечному потребителю: эти транзакции, безусловно, будут заложены в цену», — пояснила Михеева.
По оценке экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, принятие поправок в закон о торговле, в частности, уменьшение ретро-бонусов и сокращение сроков оплаты поставок, уменьшит ресурсы отрасли на 500 млрд руб. Поправки в законопроект о торговле Госдума должна рассмотреть во втором чтении в текущем месяце.