Cостоялись заседание Международного Координационного совета объединений работодателей (МКСОР) и Съезд Федерации работодателей Украины

© Секретариат РСПП

26–27 ноября 2012 года в Киеве состоялись заседание Международного Координационного совета объединений работодателей (МКСОР) и Съезд Федерации работодателей Украины. От РСПП в мероприятиях принимал участие исполнительный вице-президент А.В.Мурычев.

26 ноября выступая на заседании МКСОР, основная тема которого «Роль бизнеса и организаций работодателей в современном обществе», А.В.Мурычев отметил, что перед мировой экономикой стоит ряд острейших вызовов, прежде всего, сохраняющаяся экономическая нестабильность и замедление темпов роста во многих ключевых макрорегионах и странах. Сложившаяся ситуация требует скорейшего решения таких задач, как ликвидация торговых барьеров и обеспечение свободы инвестирования, усиление борьбы с коррупцией, инвестирование в человеческий капитал и обеспечение гибкости рынка труда, восстановление доверия к финансовой системе, стимулирование применения новых технологий и ряд других.

Решение данных задач требует максимально эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса. Ситуация в России пока далека от идеала. В соответствии с предварительными итогами ежегодного опроса РСПП по состоянию предпринимательского климата российский бизнес оценивает свою роль во взаимоотношениях с государством как «второстепенную».

В России так и не появилось системного закона, регулирующего взаимоотношения бизнеса и власти по аналогии с казахстанским законом «О частном предпринимательстве», но при активном участии предпринимательского сообщества, включая РСПП, сформирован целый ряд новых, эффективных механизмов, позволяющих бизнесу влиять на формирование и реализацию государственной политики, затрагивающей интересы бизнес-сообщества.

1. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. За период с августа 2010 г. по август 2012 г. из почти 1200 рассмотренных проектов отрицательное заключение отрицательное заключение в формате ОРВ получили более трети документов.

2. Антикоррупционная экспертиза. Первый созданный механизм привлечения к экспертизе проектов нормативных правовых актов оказался не самым эффективным, но как площадка для дополнительного внешнего обсуждения проектов нормативных правовых актов работает.

3. Участие предпринимательского и экспертного сообщества в подготовке стратегических документов развития страны. При подготовке проектов стратегий и концепций развития органы власти нередко обсуждают их с бизнесом, но исключительно на основании собственных решений о привлечении или непривлечении внешних экспертов.

Ситуация изменится после принятия проекта федерального закона «О государственном стратегическом управлении», внесенного в октябре в Государственную Думу ФС РФ. В нем по настоянию РСПП формализовано участие работодателей и профсоюзов в подготовке и экспертизе проектов стратегических документов.

4. Новые публичные площадки. Одной из наиболее эффективных площадок взаимодействия государства и бизнеса стало Открытое Правительство. На его заседаниях с участием членов Правительства Российской Федерации и нередко - Председателя Правительства РФ, обсуждаются и проекты нормативных актов, и стратегические документы, и концептуальные подходы по ключевым направлениям социально-экономической политики.

Данный формат позволяет не только выработать решения, устраивающие бизнес и государство, но и в большинстве случаев обеспечить их реализацию.

Не меньшую роль играет взаимодействие на площадке Агентства стратегических инициатив, в том числе в рамках формирования «дорожных карт», направленных на улучшение предпринимательского климата.

5. Традиционные площадки. Появление новых механизмов и площадок не ведет к снижению значимости рабочих органов при Президенте России, Правительстве РФ и министерствах.

Наднациональные структуры. Успешная интеграция в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и передача части полномочий Евразийской экономической комиссии потребовала создания новых механизмов взаимодействия национального бизнеса и наднационального органа. При формировании ТС и ЕЭП изначально степень вовлечения бизнес-сообщества в интеграционный процесс и подготовку документов была очень высокой.

Теперь бизнес-объединения трех стран переходят на новый уровень интеграции. В развитие Меморандума о взаимодействии Российско-Белорусско-Казахстанского Бизнес-диалога с Евразийской экономической комиссией завершается создание Консультативного совета, обладающего достаточно широкими полномочиями.

В целом механизмы и институты формализованного участия бизнеса в формировании и реализации социально-экономической политики в России формируются, хотя уровень достигнутых результатов пока недостаточен, подчеркнул А.В.Мурычев.

Выступление А.В.Мурычева 27 ноября на Съезде Федерации работодателей Украины было посвящено председательству России с 1 декабря этого года в «Группе двадцати». По мнению РСПП оно открывает принципиально новые возможности для участия России в формировании глобальной повестки дня, отвечающей современным реалиям, наращивания роли нашей страны в определении долгосрочных приоритетов на многосторонних площадках, придания нового импульса реализации стратегических целей развития национальной экономики.

Председательство России в «Группе двадцати» особенно важно для российских компаний в части продвижения их интересов на глобальных рынках, позиционирования российского бизнеса как отвечающего общемировым стандартам практик управления, инвестиционной деятельности и предполагает определяющую роль российского бизнеса в выработке предложений для правительств стран «Группы двадцати» по сбалансированному развитию и преодолению негативных последствий финансового и экономического кризиса.

С целью усиления координации взаимодействия деловых кругов стран «Группы двадцати» и поддержания непрерывного диалога с правительствами в 2012 году наиболее представительными деловыми ассоциациями этих стран была образована Коалиция «Деловой двадцатки» (В20), соучредителем которой стал Российский союз промышленников и предпринимателей. Основным организатором работы в рамках «Деловой двадцатки» является деловая ассоциация страны-председателя в G20. Именно деловая ассоциация является основным связующим звеном между национальным правительством и деловым сообществом.

В настоящее время РСПП предпринимает практические шаги по подготовке российского председательства в «Деловой двадцатке» (В20).

12 декабря 2012 г. состоится первая в период председательства России встреча деловых кругов В20, по результатам которой будут определены направления деятельности каждой рабочей группы и основной состав участников. Итоговые рекомендации рабочих групп предполагается представить на тематических сессиях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в 2013 году в рамках мероприятий делового саммита «Группы двадцати», подготовка и организация которого возложена на Российского шерпу в «Группе 20» и РСПП.

В целом, подчеркнул А.В.Мурычев, российское деловое сообщество готово внести свой вклад в формирование слаженной системы конструктивного взаимодействия правительств и деловых кругов в рамках «Группы двадцати», а также в проведение председательства России в G20 на высоком уровне и с максимальной результативностью.

Поделитесь