Cостоялось расширенное заседание Подкомитета по энергоэффективности и возобновляемой энергетике Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности

© Комитет по энергетической политике и энергоэффективности

14 декабря 2011 года состоялось расширенное заседание Подкомитета по энергоэффективности и возобновляемой энергетике (Председатель – Игорь Кожуховский) Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности.

Во вступительном слове Игорь Кожуховский предложил участникам заседания рассмотреть предварительные итоги реализации государственной политики в области энергосбережения за два года, прошедшие с момента принятия Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ».

Присутствовавший на заседании Заместитель директора Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго РФ Станислав Доржинкевич отметил, что многие нормативы, в частности, касающиеся энергетических обследований, не дали ожидаемого эффекта, и в настоящее время Минэнерго России ведется работа по их развитию, подключиться к которой и предлагается экспертам РСПП и других бизнес-объединений. Кроме этого, отмечалась необходимость со стороны Минэнерго России инициировать внесение изменений в законодательство, регулирующее вопросы осуществления деятельности энергоаудиторами.

Продолжая тему совершенствования нормативной базы в сфере энергосбережения, руководитель Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Алексей Туликов акцентировал внимание присутствующих на разработанных РЭА рекомендациях по развитию законодательства в сфере финансирования проектов и программ в области повышения энергетической эффективности. В своем докладе эксперт, в частности, отметил основные подходы к разработке и реализации энергоэффективных программ и проектов, речь шла об оснащении объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов, проведении энергетического обследования на объекте, разработке перечня мероприятий, прединвестиционной документации и формировании пакета проектов, выходе на финансирование проектов, в том числе на условиях энергосервисных договоров, и, собственно, самой реализации энергосберегающих мероприятий.

Основной проблемой, по мнению А.Туликова, является несвоевременное принятие нормативных правовых актов на федеральном уровне, что приводит к сдерживанию запуска мероприятий по энергоэффективности в субъектах Российской Федерации.

В перспективе, по словам А.Туликова, предстоит решить следующие проблемы:

- незавершенность правового регулирования в энергетике, промышленности и иных энергоемких отраслях экономики, отсутствие экологической направленности закона;

- отсутствие требований к государственной программе и ее связи с региональными и муниципальными программами, в том числе в части целевых показателей;

- подмена технического регулирования правовым регулированием, отсутствие четких указаний о разработке соответствующих технических регламентов;

- избыток переходных положений в основной части закона, что затрудняет его восприятие и препятствует его эффективному применению;

- несоответствие объема полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предъявляемым к ним требованиям;

- приоритет административных методов правового регулирования перед экономическим стимулированием и саморегулированием;

- отсутствие положений о мониторинге реализации законодательства, разработке регулярных докладов о его исполнении и предложений по его совершенствованию.

Среди основных проблем реализации требований законодательства эксперт назвал следующее:

- не раскрыт механизм исключения ситуации, при которой была произведена установка приборов учета, а расчеты с ресурсоснабжающей организацией не ведутся на основании данных приборного учета;

- не определены правила установления технических условий на оснащение коммерческими приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- не содержатся требования об обеспечения возможности объединения приборов учета в автоматизированные системы контроля и учета энергетических ресурсов;

- требования по установке приборов учета тепловой энергии установлены в отрыве от требования по установке систем регулирования расхода тепловой энергии и другие.

Руководитель Рабочей группы по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения Общественной Палаты РФ Анатолий Либет, в свою очередь, отметил, что нерешенным остался вопрос федерального мониторинга исполнения закона об энергосбережении. В стране так и не появилось достоверной статистики энергопотребления, без которой говорить об энергосбережении бессмысленно.

Рашид Артиков, также представляющий на заседании Общественную Палату РФ, дополнил выступление коллеги предложением рассмотреть вопрос персональной ответственности директоров бюджетных организаций за невыполнение мероприятий по энергосбережению на своих объектах. В таких случаях, как правило, штрафуют юридическое лицо, в силу чего «страдают» сотрудники учреждения, а лично директор никакой ответственности не несет.

Кроме этого, необходимо изменить терминологию «энергоаудитор» на «специалист в области энергетического обследования» в соответствии с мировой практикой.

Руководитель Экспертной группы по финансированию энергоэффективных проектов при Комитете РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Вадим Зазимко проинформировал участников заседания о предложениях по совершенствованию нормативной базы в области энергетической эффективности, разработанных «законодательным блоком» Экспертной группы. В частности, эксперт назвал необходимым внести изменения в федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусмотрев особенности оценки и сопоставления заявок с использованием критерия «стоимость владения товаром, результатом работ, услуг». Указанный критерий устанавливается в конкурсной документации по усмотрению заказчика, уполномоченного органа и используется вместо критерия «цена контракта». А также дополнить проект ФЗ «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» статьей, предусматривающей особенности оценки и сопоставления заявок с использованием критерия «стоимость владения товаром, результатом работ, услуг». Также следует разработать Инструкцию по процедуре получения достигнутой экономии ЭСКО.

Заместитель генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Юлия Черняховская сообщила о планах по созданию в 2012 г. энергетического финансового агентства, которое впоследствии сможет взять на себя некоторые риски энергосервисных компаний.

Поделитесь