Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Cостоялся Всероссийский Форум «Энергоэффективная Россия 2012»

© Комитет по энергетической политике и энергоэффективности

Обложка новости

Фотог алерея


12 ноября 2012 года в Москве состоялся Всероссийский Форум «Энергоэффективная Россия 2012», организованный Комитетом по энергетической политике и энергосбережению Российского союза промышленников и предпринимателей, Национальным союзом энергосбережения и Российским газовым обществом.

Цель Форума – продолжение на единой площадке конструктивного диалога представителей бизнеса и власти по существу ключевых проблем в сфере энергосбережения, определение приоритетов развития госполитики в этой области, привлечение внимания широких кругов общественности и населения России к вопросам энергосбережения.

В Форуме приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, региональных центров энергоэффективности, генерирующих и сбытовых компаний, производителей энергосберегающего оборудования, энергосервисных компаний, СРО и энергоаудиторов, лидеры экспертного сообщества, руководители и специалисты промышленных предприятий.

В ходе пленарных заседаний Форума обсуждались вопросы реализации государственной политики в области повышения энергетической эффективности, а также перспективы развития законодательства с учетом практики применения в 2009-2012 годах Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». Участники отметили, что по итогам 3 лет применения закона многие проблемы до сих пор не решены.

Во вступительном слове Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев отметил, что на протяжении последних четырех лет основной лейтмотив позиции РСПП в рассматриваемой области остается неизменным – предпринимаемые меры могут принести ожидаемые результаты только при условии соблюдения балансов интересов участников рынка и системы государственного управления, прежде всего, путем повышения экономической заинтересованности потребителей топлива и энергии в энергосбережении, стимулировании частных инвестиций в этой сфере деятельности. Организация учета потребления топлива и энергии, в том числе на базе автоматизированных систем, ликвидация «бесхозяйственности», пресечение незаконного подключения к сетям, применение административных мер и штрафных санкций – только одна часть политики по повышению энергоэффективности. Вторая часть - разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, то есть таких технологий, в которых удельная энергоемкость продукции ниже существующих, требует стимулов и поддержки со стороны государства.

Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валентин Межевич в своем докладе обозначил отсутствие сложившейся практики долгосрочных отношений между государством и энергоёмкими отраслями, отметил, что не удалось до конца создать целостную информационно-статистическую базу по жилищно-коммунальному сектору.

Заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич дал неудовлетворительную оценку результатам политики энергосбережения на федеральном уровне, сделав вывод, что на сегодняшний день не созданы мотивационные стимулы для бизнеса. Он также отметил, что комплексный подход к энергосбережению применяется точечно на региональном и муниципальном уровне, в отдельных компаниях, однако на федеральном уровне система, предполагающая последовательность целенаправленных действий и вовлечение в процесс всех заинтересованных сторон, не действует.

С такой позицией категорически не согласился Василий Тарасюк, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике. По его мнению, в России созданы все предпосылки к достижению в 2020 году целевого ориентира – снижению энергоемкости экономики на 40 процентов. При этом В.Тарасюк признал несовершенство нормативной базы, прежде всего, на федеральном уровне и необходимость ее дальнейшей корректировки и развития.

Более подробно на поправках к 261ФЗ, закону об электроэнергетике и ряду других НПА в своем выступлении остановился Сергей Есяков, председатель подкомитета по малой энергетике ГосДумы. Отдельный вопрос, который до настоящего времени не проработан должным образом, но не может оставаться вне внимания при оценке ситуации с энергоэффективностью – развитие возобновляемой энергетики и определение ее доли в совокупном топливно-энергетическом балансе России. По мнению С.Есякова, уровень развития современных технологий вполне позволяет говорить об экономически привлекательном потенциале ВИЭ в России.

Ведущий пленарной сессии Форума, председатель научно-экспертного совета по мониторингу 261ФЗ Леонид Рокецкий, комментируя выступления участников, отметил необходимость превращения энергосбережения, ассоциирующегося у большинства граждан только с бессмертным «уходя, гасите свет», в эффективную сферу бизнеса, формирования высокотехнологичного инновационного сегмента российской экономики – энергетического сервиса. В целом же пока не будет гибкой системы стимулов для внедряющих энергоэффективные технологии компаний – энергосбережение так и останется модным словом и никакие запретительные меры не помогут.

По итогам обсуждения данного блока вопросов были предложены пути улучшения сложившейся ситуации, в частности: совершенствование федерального статистического наблюдения и мониторинг мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности; заключение целевых соглашений между энергоемкими (нефтяными, химическими, металлургическими, цементными и пр.) компаниями и органами государственной власти, которые как прямо, так и косвенно будут содействовать реализации политики энергосбережения; государственная поддержка и распространение в обществе идеологии энергосбережения, в том числе в образовательных учреждениях.

В рамках программы Форума обсуждались также вопросы повышения энергоэффективности в субъектах Российской Федерации, развития методологии подготовки региональных и муниципальных программ в области энергосбережения, оценки их эффективности и особенности бюджетного субсидирования в 2013 году. Представители регионов – Воронежской, Нижегородской, Ярославской областей, Краснодарского края – изложили ситуацию с исполнением энергосберегающих и энергетических проектов на их территориях. Упоминались как прогрессивные сдвиги в энергополитике, так и проблемы, с которыми сталкиваются регионы при применении закона. Основные задачи, которые необходимо решить – принятие качественных программ энергосбережения, повсеместная установка приборов учета, всестороннее энергетическое обследование и выявление экономически оправданного потенциала энергосбережения и создание схем теплоснабжения населенных пунктов. Для этого предложено на федеральном уровне провести следующие мероприятия: создать единый общероссийский центр по координации и управлению энергосбережением (Совет или Комиссию, часть выступающих на форуме полагают, что действия и функционал Российского энергетического агентства в этом направлении пока явно недостаточны); подготовить и принять документы по дальнейшим направлениям развития энергосбережения (системы приборного учета, энергосервис, системы сертификации, пропаганда обучения); провести Всероссийскую энергетическую перепись; обеспечить на законодательном уровне требование по производству части энергии из возобновляемых источников энергии.

 Пленарная часть Форума завершилась торжественным вручением премии «Энергоэффективная Россия 2012». Далее Форум продолжил работу в формате «круглых столов», где отдельно обсуждались проблемы энергосбережения в ЖКХ, международный стандарт энергоменеджмента ISO 50001 и тиражирование программ и проектов энергосбережения на примере государственно-частного партнерства.

Поделитесь