Внутренняя задолженность перед государством растет почти на 30% в год и уже достигла 3,8 трлн руб., подсчитала Счетная палата. Большая часть этой суммы — авансы: деньги потрачены, а результата нет.
О проблеме сообщила глава Счетной палаты Татьяна Голикова на встрече с президентом Владимиром Путиным. По ее словам, «рост дебиторской задолженности превышает разумные пределы». «У нас расходы бюджета год от года не растут такими темпами», — отметила она.
Ежегодно дебиторская задолженность прирастает на 28,7%, на текущий момент она составляет 3,8 трлн руб. Из них на недополученные доходы приходится только 1,1 трлн, в том числе 750 млрд — задолженность по штрафам за неисполнение валютного законодательства.
По словам Голиковой, большая часть этих денег (95,6%) была выделена в виде авансов, но взамен государство не получило ни работы, ни строительных объектов, ни оборудования.
Как следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2016-й и плановый период 2017–2018 годов, размеры авансов достигают 80–100% контрактов. В 2014 году задолженность по авансовым платежам составила 2,6 трлн руб. Каждый год эта часть дебиторской задолженности прирастает на 600 млрд руб., оценила Голикова.
В чем проблема
В материалах Счетной палаты (есть у РБК) упоминаются ведомства — лидеры по росту дебиторской задолженности по расходам за 2014 год: Росморречфлот (рост в 4,8 раза, до 25,6 млрд руб.), Минтранс (рост почти в три раза, до 15,4 млрд) и Росжелдор (рост в 2,7 раза, до 39,1 млрд руб. на 1 января 2015 года).
Объяснения всегда разные: подведомственные Росморречфлоту организации поздно заключали госконтракты, Минтранс не следил за своевременным получением подведомственной Ространсмодернизацией положительных заключений Главгосэкспертизы, а задолженность Росжелдора образовалась из средств неиспользованной субсидии на 30 млрд руб. на капремонт инфраструктуры, следует из материалов аудиторов.
Другая проблема — «существенный рост» объемов незавершенного строительства: на 20% — по Росморречфлоту, на 37,8% — по Минздраву, на 23% — по Минобрнауки. Только по трем этим ведомствам итоговая сумма превысила 168 млрд руб.
У одного Росавтодора на 1 января 2015 года было 46 незавершенных строек на 109,8 млрд руб., работы по которым были начаты в 2009 году и ранее, говорится в документах. Из них 20 объектов были начаты в 1990–2000 годах, а по 66 объектам ввод в эксплуатацию сдвигался на один-семь лет.
Как будут разбираться
Президент поручил Счетной палате совместно с другими ведомствами выработать механизмы решения проблемы дебиторской задолженности, сказал РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Это нужно сделать во взаимодействии с Минфином и другими ведомствами», — добавил он.
В Минфине не ответили на дополнительные вопросы РБК. Но в проект Основных направлений бюджетной политики, в целом одобренных правительством, министерство включило предложения, как решить вопрос. Например, Минфин хочет сократить число капитальных строек, которые попадают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) без утверждения нужных бумаг, и ужесточить сроки разработки этих документов.
Другая идея министерства — давать федеральные субсидии регионам лишь тогда, когда те строят объекты недвижимости, нужные для работы федеральных объектов.
Наконец, пишет Минфин, нужен механизм возврата целевых взносов в бюджет «в случае недостижения показателей эффективности реализации инвестпроекта». А авансирование контрактов делать только в тех случаях, «когда аванс снижает издержки заказчика и поставщика по исполнению контракта». А с 2017 года «в целях снижения рисков утраты денежных средств» предлагается на постоянной основе ввести сопровождение контрактов в Федеральном казначействе.
Проблема с дебиторской задолженностью — лишь верхушка айсберга, говорит профессор департамента финансов НИУ ВШЭ Иван Родионов. «Большинство бюджетных заказов оплачивается после сентября. Совершенно непонятно, как предприятиям жить до этого времени», — сетует он.
Читайте также:
В 2016-2017 гг. бюджет недополучит 3,4 трлн рублей