На практике трасты практически никогда не открывают счета в российских банках
Во вторник Госдума приняла поправки в закон о противодействии легализации незаконных доходов, вводящие понятие траста – «иностранная структура без образования юридического лица». Поправка должна помочь выявлять бенефициаров трастов.
В середине ноября Россия получила среднюю оценку за прозрачность информации о собственниках компаний и имущества: ниже Великобритании, Франции или Аргентины, но выше Китая, США или Южной Кореи, сообщил в докладе Transparency International, и максимальную оценку за внедрение в законодательство понятия бенефициарного собственника. Но с доступом к информации о трастах и конечных собственниках пока все сложнее: закон требует от акционеров уведомлять компанию, если они выступают от имени третьих лиц, но информация о собственниках не проверяется в стране регистрации юрлица, уточняли авторы доклада.
Поправки обяжут банки принимать необходимые меры по идентификации бенефициарных владельцев трастов – например, запретят открывать и вести счета таких структур, если невозможно идентифицировать владельца счета. Компании, выступающие от лица владельцев траста, должны будут представить состав имущества, находящегося в управлении, фамилии и адреса учредителей и собственника траста.
Банки уже обязаны устанавливать бенефициаров платежей, поэтому добавление траста как возможного получателя платежа, скорее, уточнение, говорит старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. К тому же на практике трасты практически никогда не открывают счета в российских банках: даже если деньги приходят из-за рубежа от трастов, то обычно через другие компании, объясняет партнер KPMG Анна Воронкова: напрямую от траста на счет в российском банке – это экзотика. Сложно представить ситуацию, чтобы управляющие траста обратились в российский банк с просьбой открыть счет, согласен президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. В подавляющем большинстве случаев трасты не могут раскрывать состав имущества, учредителей и бенефициаров по запросам из-за рубежа, если только это не предусмотрено законодательством страны учреждения траста, добавляет Еремин.
Но мера может сработать в будущем. Согласно четвертой антиотмывочной директиве ЕС (AMLD) к 2018 г. планируется создать реестр всех бенефициаров таких трастов по странам – членам ЕС и тогда уже скрыть информацию будет сложнее, замечает партнер BGP Litigation Александр Голиков.
При первом приближении законопроект выглядит сложным в реализации, в нем не определены инструменты выявления траста, говорит зампред правления Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина: у банка договорные отношения с клиентами-юрлицами и, как определить, что он связан с какими-либо объединениями, пока не разъясняется. «Новые обязанности потребуют объемной работы и значительных затрат, но пока их оцифровать не представляется возможным – надеемся, что законодатель детализирует исполнение этих требований», – рассчитывает Кузьмина (см. врез).
Читайте также:
Банкам придется выявлять бенефициаров трастов