Долгосрочные тарифы РЖД стоит привязать к показателям эффективности монополии

© Пресс-служба РСПП

Методика расчета долгосрочных тарифов «Российских железных дорог» (РЖД; рассчитываются на пять лет, их предполагается ввести в 2015 г.) может отличаться от нынешней. Минэкономразвития предлагает индексировать долгосрочные тарифы в привязке к показателям «качества работы» инфраструктуры, следует из подготовленного министерством проекта плана действий по сохранению финансовой устойчивости естественных монополий при нулевой индексации тарифов в следующем году (копия есть у «Ведомостей»). Документ на прошлой неделе был представлен в правительство. Минтранс, Минэкономразвития, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и РЖД должны представить свои предложения по этому поводу в правительство в декабре, следует из документа.

Тарифы РЖД будут зависеть от показателей увеличения средней скорости на сети, снижения объемов порожнего пробега, повышения эффективности работы локомотивов, сокращения «узких мест», говорится в плане Минэкономразвития. Идея правительства в том, что если РЖД не достигает в своей работе определенных показателей, то ее тариф снизится, поясняет федеральный чиновник. Но показатели эффективности еще обсуждаются, отмечает он. Менеджменту РЖД известно про эту идею, говорит представитель компании. Но комментировать ее он не стал.

По данным РЖД, на конец 2012 г. уровень износа локомотивов составил 74%, протяженность «узких мест» достигла 7580 км, скорость доставки грузов — 36 км/ч. В 2013 г. ситуация на сети РЖД «серьезно ухудшилась», сообщал «Совет операторов рынка железнодорожного подвижного состава» (СОЖТ) в письме замминистра транспорта Алексею Цыденову в начале сентября. Оборот грузового вагона, по данным партнерства, вырос с 18,7 до 19,4 суток, полувагона (самый массовый вид подвижного состава) — с 17,4 до 18,4 суток. Дефицит локомотивов, по данным СОЖТ, составляет 5-10%.

Идея наказывать РЖД рублем за неэффективность хорошая, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Но, по его словам, важно и то, какие критерии в оценке эффективности выберет правительство. Эксперт предлагает включить в список соответствие заявленных сроков доставки грузов реальным, а также сохранность груза.

Разработанная ФСТ и Минэкономразвития методика долгосрочных тарифов (утверждена в начале сентября) учитывает только ежегодное сокращение издержек РЖД на 2% и 10%-ную доходность на инвестированный капитал. Методика предполагает, что тарифы РЖД в ближайшие пять лет будут расти на уровне инфляции: в 2014 г. — на 6%, в 2015 г. — на 5,4%, в 2016 г. — на 4,9%, в 2017 г. — на 5,4%, в 2018 г. — на 5,3%.

Представители СОЖТ и ФСТ от комментариев отказались. У их коллег из Минтранса и Минэкономразвития получить комментарии не удалось.

Ведомости

Поделитесь