Дорогая нефть в бюджете на 2013 год покроет несостоявшуюся приватизацию
7 Октября 2013 00:00:00
Пресс-служба РСПП

Сегодня на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева будет обсуждаться проект изменений в текущий бюджет 2013 года. Правительству предлагается перераспределить расходы на 300 млрд руб. без увеличения, уменьшить дефицит федерального бюджета на 40 млрд руб. (менее 0,1% ВВП), пополнить Резервный фонд по итогам 2013 года вдвое меньше, чем запланировано. По-прежнему высокие цены на нефть позволяют Белому дому также легко перенести недопоступление 375 млрд руб. от приватизации — то, что не получат резервы, и есть та сумма, которую планировалось получить от распродажи.

Без пересмотра бюджета на 2013 год все же не обошлось: 7 октября на совещании в Белом доме обсудят законопроект об изменении действующего закона о бюджете на 2013-2015 годы. Повторяется стандартная ситуация последних лет: занижение цен и части макропрогнозов при принятии бюджета (подробнее см. "Ъ-Онлайн") позволяют правительству во второй половине года корректировать и доходы, и расходы.

Бюджетная коррекция этого года, впрочем, почти не затрагивает базовые параметры. Как следует из материалов Минфина к совещанию, имеющихся в распоряжении "Ъ", доходы федерального бюджета увеличиваются на 40,5 млрд руб., до 19,61 трлн руб., расходы остаются полностью неизменными. Сверхплановые 546,4 млрд руб. нефтегазовых доходов именно на 40,5 млрд руб. покрывают недостачу 505,9 млрд руб. ненефтегазовых, то есть примерный объем налогов с недопоступившей прибыли компаний вне нефтегазовой сферы. Впрочем, структура "недостачи" существенно сложнее (см. "Ъ-Онлайн"), в частности, влияние на показатели снижения нетто-сборов НДС сильно выше, чем недопоступление от планов налога на прибыль.

Де-факто бюджет в 2013 году получит на 919,8 млрд руб. доходов, которые при другой бюджетной конструкции могли бы сделать бюджет этого года профицитным, а не дефицитным. Это обстоятельство позволяет Минфину предлагать сразу несколько идей. Первая: снижение госзаимствований на 200 млрд руб., то есть уменьшение на эту сумму эмиссии ОФЗ, и снижение объема прочих госзаимствований на 61,2 млрд руб. Вторая: снижение плановых поступлений от приватизации на 375,7 млрд руб. Третья: изменение политики в отношении Резервного фонда. Напомним, бюджет 2013 года предполагает, что фонд к концу года пополнится до 3,174 трлн руб. Эти расчеты строились на уже неактуальном прогнозе динамики активов фонда 2012 года. Проект предлагает зафиксировать пополнение фонда по итогам 2014 года не на 919 млрд, а на сумму 373,4 млрд руб. и рост Резервного фонда до 2,807 трлн руб. на начало 2014 года. Учет ряда других эффектов, в том числе большей, чем предполагалось, курсовой разницы в пользу Резервного фонда, дает Минфину возможность сократить расчетное пополнение его по итогам 2013 года на сумму, на 367 млрд руб. меньшую, чем предполагалось, а на практике не перечислять туда 373,4 млрд руб., покрыв "недостачу" от приватизации этой операцией, а "недобор" на рынке госдолга — более слабым, чем предполагалось, курсом рубля.

Наконец, в бюджете-2013 нашлись резервы для перераспределения почти на 320 млрд руб. Это около 203,7 млрд руб. перераспределения расходов ведомств (крупнейшие — Минобороны, Минтранс и МВД) и 114,5 млрд руб. чистой бюджетной экономии (крупнейшие статьи — следствие сокращения госзаимствований и экономии трансферта фонду ОМС). Крупные бенефициары перераспределения — регионы, пострадавшие на Дальнем Востоке от наводнения, "Росатом", получающий взнос в капитал на турецкую АЭС "Аккую", Фонд ЖКХ, получающий имущественный взнос в капитал на 20 млрд руб.

Дмитрий Ъ-Бутрин
КоммерсантЪ

Поделитесь