Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Двойная нагрузка на фонд заработной платы нарушает принципы социального партнерства

Эксперты РСПП оценили проект закона «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов». Документ устанавливает максимальные размеры тарифов страховых взносов для всех категорий работников, что приведет к росту финансовой нагрузки в большинстве отраслей экономики. На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрен проект закона «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов». К сожалению, это рассмотрение состоялось уже после того, как этот законопроект был рассмотрен и одобрен Правительством Российской Федерации.

Изучение законопроекта и пояснительной записки к нему дало основание оценить, насколько соблюдаются договорённости социальных партнеров – работодателей, профсоюзов и Правительства, которые были достигнуты  при рассмотрении закона о фонде и едином страховом взносе.

Так, предполагалось, что нагрузка на фонд заработной платы (ФЗП) увеличится незначительно. Однако теперь выяснилось, что проект бюджета рассчитан на иной предельной величине базы для исчисления страховых взносов. Ее величина существенно - на 22,5% - увеличена для всех видов обязательного социального страхования. В то же время это увеличение значительно превышает рост среднемесячной начисленной заработной платы, который должен лежать в основе изменений базы для начисления страховых взносов.

По мнению РСПП, такой подход противоречит нормам Налогового кодекса РФ, предусматривающего установление предельной величины базы для исчисления страховых взносов на 2023 год путем индексации её значения на 2022 год с учётом темпов роста средней заработной платы, а не её пересчёта (как указано в пояснительной записке к законопроекту).

В результате практически для всех категорий работников устанавливаются максимальные размеры тарифов страховых взносов, приводящие к росту финансовой нагрузки в большинстве отраслей экономики.

При этом наблюдается как общий профицит единого социального фонда, так и его положительная динамика. Нагрузка на ФЗП возрастает дважды. Первый раз – когда был установлен единый размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов (по максимуму, как в обязательном пенсионном страховании), а второй раз – когда её увеличили до 1,9 млн руб.

При этом вопрос изменения предельной величины базы для исчисления страховых взносов с социальными партнёрами не обсуждался. Это нарушает принципы социального партнерства и дискредитирует этот механизм.

Поделитесь