ЕАЭС и промкооперация: на какие проекты дают средства?

© Sputnik
Обложка новости

Евразийский экономический союз запускает механизм финансовой поддержки промышленной кооперации. О его работе, объемах финансовой поддержки, перспективах масштабирования на другие интеграционные объединения и влиянии на ускорение промпроизводства в ЕАЭС в интервью Sputnik рассказал управляющий директор Управления международного многостороннего сотрудничества и интеграции РСПП, исполнительный секретарь, член Президиума Делового совета ЕАЭС Сергей Михневич.

Интервью состоялось на полях Международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2024, проходящей в эти дни в Екатеринбурге.

Промкооперация в ЕАЭС – путь в Большую Евразию

Некоторое время назад завершились все законодательные процедуры, необходимые для запуска механизма прямой финансовой поддержки евразийской промышленной кооперации. Сейчас формируется перечень проектов, которые получат финансирование из средств ЕАЭС, сказал Сергей Михневич.

«Данный механизм используется для финансирования процентов по кредитам, которые компании-заемщики могут получить в банках. Есть перечень финансовых организаций, утвержденный в конце прошлого года на основании предложений стран. В него вошло свыше 60 коммерческих банков и один международный институт – Евразийский банк развития. В рамках механизма компенсируется до 100% ключевой ставки, как бы выпадающих доходов банка. При этом максимальная ставка для заемщиков не может превышать 6,5%. То есть по нынешним меркам, когда у нас ключевая ставка уже давно исчисляется двузначными цифрами, фактически составляет 16%, это очень серьезное подспорье. Бизнес имеет возможность получить серьезные выгодные средства», – пояснил представитель РСПП.

На текущий момент, по его словам, в общей сложности на все проекты выделено порядка 1,8 млрд рублей. При этом на один проект выделяется до 350 млн рублей, а его максимальная продолжительность должна составлять не более 5 лет.

«Средства весьма неплохие, особенно если мы говорим о проектах для средних и малых компаний. И целевой аудиторией данного механизма выступает как раз МСП. Да, разумеется, есть особенности регулирования, определенные требования – в частности, требования кооперационности, которые предполагают участие не менее чем трех партнеров из числа государств-членов ЕАЭС. Но при правильном структурировании проекта это вполне подъемное и реальное условие. Тем более, что очень важно и что нужно отметить, данные наднациональные механизмы поддержки могут сочетаться с национальными», – сказал Сергей Михневич.

Теперь, продолжил он, необходимо решить проблемы с информационным разрывом и обеспечить максимальную осведомленность потенциальных заемщиков (бизнеса), которые придут и возьмут эти деньги для собственного развития.

«Наша задача не только, конечно, раздать деньги, но и направить их в те проекты, которые будут способствовать развитию промышленной кооперации в рамках ЕАЭС. Ну и данный механизм, разумеется, по своему потенциалу, может выходить за пределы самого Союза и быть смасштабирован в рамках других дружественных интеграционных и иных объединений. В частности, в рамках БРИКС, предположим. Опыт весьма интересный, и мог бы быть востребован за пределами постсоветского пространства», - уверен представитель РСПП.

Принципиально вместе

Бизнес часто говорит о проблематичности привлечь в кооперационный проект компании из трех стран-участниц ЕАЭС, что предусматривают требования для оказания финансовой поддержки. На это Сергей Михневич отметил, что простой схемы финансирования и организации проекта хочется всегда, но требование трехсторонней кооперации сегодня является принципиальным вопросом.

2Это важный момент именно с точки зрения «евразийскости», если позволите ввести такое слово, проектов. Чтобы они были не двусторонними проектами, а именно многосторонними. Но, опять же, справедливости ради скажу, что данное требование тоже вполне реализуемо. Понятно, что далеко не всегда это очевидно. И действительно, мы сами сталкивались в рамках наших опросов с подобным настоятельным пожеланием компаний: можно ли получить поддержку на более жестких условиях, но без третьего партнера. Но, тем не менее, это вопрос решаемый. И для этого как раз могут привлекаться многосторонние деловые ассоциации – например, такие как Деловой совет ЕАЭС, в котором принимают участие крупнейшие деловые объединения стран-членов», – сказал собеседник.

Он обратил внимание на то, что если заинтересованная компания понимает, что у нее уже есть один партнер и она может быть бенефициаром, пользователем такого проекта, то эта компания может обратиться в Деловой совет ЕАЭС с целью содействия в поиске третьего партнера.

Кооперация интересна всем

Кооперация нужна и интересна компаниям из всех стран-членов ЕАЭС – это даже не обсуждается, заявил Сергей Михневич.

«На ИННОПРОМе приводились примеры многих участников тех кооперационных связей, которые удалось накопить. Что важно, они эксплуатируют и используют не только накопленные наработки, но и создают с нуля абсолютно новые производства. Примеров очень много: это и машиностроение, и автомобилестроение – в частности, поставка и установка российских двигателей на БелАЗ. Это, конечно, разнообразная строительная техника, техника для горных работ, сельскохозяйственное машиностроение. Фактически, наверное, можно во всех отраслях, которые есть в положении у евразийского механизма финансового содействия кооперационным проектам, так или иначе найти пару-тройку проектов, которые уже накопили хороший задел на будущее», – отметил представитель РСПП.

Он также подчеркнул, что несмотря на то, что по многим направлениям «технологическим донором» в большинстве случаев сегодня выступает РФ, этот факт является возможностью масштабировать данные технологии, апробировать их на практике и обеспечить возрастающую отдачу за счет новых или возобновленных кооперационных цепочек.

Промпроизводство в ЕАЭС будет расти

В 2023 году промышленное производство в ЕАЭС выросло на 3,7%. При этом рост в обрабатывающей промышленности составил 7,4%, и это очень серьезный показатель, сказал Сергей Михневич.

«То есть, мы видим, что спрос на взаимные инвестиции, спрос на технологическое обновление и создание новых цепочек - причем именно в отраслях, создающих серьезную добавленную стоимость, - растет и в целом опережает валовые показатели. И это, на мой взгляд, очень хороший символ того, что мы движемся в плане промышленного сотрудничества в верном направлении», – продолжил представитель РСПП.

По его словам, нужно учитывать, что на начальном этапе объемы финансирования через механизм поддержки промкооперации не очень большие, но они могут быть смасштабированы.

«Дело в том, что в декларации лидеров государств-членов ЕАЭС "Евразийский экономический путь", о дальнейшем развитии ЕАЭС до 2030-2045 годов, отдельный блок задач связан как раз с развитием механизмов кооперации. Причем для бизнеса, если мы говорим о перспективах механизма, важно, например, его распространение на связанные отрасли, как тот же АПК», – сказал Сергей Михневич.

Он отметил, что до выхода на «полноценный крейсерский ход» требуется определенный разгон и уверенность, что в будущем это будет иметь место.

«Но, с моей точки зрения, это, помимо решения задач по крупным проектам стратегической важности, требует включения в контур интеграционного сотрудничества максимально широкого спектра предприятий – средних и малых. Потому что важно не только валовое значение показателей, но и количество бенефициаров, количество компаний, рабочих мест, связанных с развитием интеграции. И тогда мы действительно сможем говорить о ее всеобъемлющем успехе», – сказал Сергей Михневич.

Представитель РСПП обратил внимание на то, что за десятилетие в ЕАЭС появилось очень много позитивных результатов фактически в любой из отраслей интеграции.

«Но, как говорится, лиха беда начало. Важно, чтобы выгоды от интеграционного сотрудничества и от евразийской экономической интеграции могли получать предприятия и, естественно, общество всех наших стран. И чтобы они ощущали эти все эффекты максимально», – заключил Сергей Михневич.

Поделитесь
#иннопром2024