Эксперты по миллиардам

©

С 2014 г. инвестпроекты, финансируемые государством, будут проходить публичный аудит: без согласия общественности и независимых экспертов бюджет не даст денег

Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о публичном аудите госинвестиций. Только после одобрения проекта экспертами и общественными советами при ведомствах он получит финансирование.

Создать с 2013 г. такой механизм поручал президент Владимир Путин в одном из инаугурационных указов. Расходы многих проектов завышены, объясняла помощник президента Эльвира Набиуллина. Правительство задержалось с выполнением поручения: с 2014 г. будет проводиться публичный аудит объектов дороже 8 млрд руб., с 2015 г. — дороже 1,5 млрд. На проекты, уже включенные в гособоронзаказ и федеральную адресную инвестиционную программу на 2013-2015 гг., процедура не будет распространяться (если не меняются их параметры). Не коснется она и проектов, относящихся к гостайне.

Контроль будет осуществляться в два этапа. Сначала независимые эксперты — частные лица или организации — проведут технологический и ценовой аудит. Их работа будет оплачена из бюджета проекта (до 0,58% от стоимости документации) или государством, говорит директор направления «Открытое правительство» центра «Форум» Александр Брагин. Если эксперты дадут положительное заключение, начнется второй этап: в течение месяца общественные советы при органах власти решат, нужен ли вообще проект государству. Без одобрения экспертов и общественного совета правительство не сможет выделить средства. Проект, к которому возникнут серьезные замечания, может быть доработан и снова направлен на экспертизу, при незначительных замечаниях правительство может сразу одобрить финансирование, уточняет министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов: «Ответственность за решения несет правительство». Обойти новые требования, утвердив проект, а затем увеличив его смету, невозможно: материалы будут снова отправлены на проверку.

Тестирование нового механизма начнется в этом году. Эксперимент поставят над проектами «Русгидро» и «Автодора», возможно РЖД и «Российских сетей», говорит Абызов. Их проверят эксперты, а также общественные советы при Минэнерго и Минтрансе.

Много претензий вызывают проекты сетевых компаний, говорит директор фонда энергетического развития Сергей Пикин, их раздутые инвестпрограммы выливаются в рост тарифов. Но вопросы не к смете, а к необходимости самих проектов, продолжает он: «Очень много примеров строительства распределительных подстанций в чистом поле с минимальной нагрузкой». Самый крупный проект РЖД с госфинансированием — объекты для проведения Олимпиады, говорит партнер ФБК Игорь Николаев: сложно оценить, была ли завышена смета, нужно сперва выработать критерии оценки.

РЖД получит 260 млрд руб. на развитие БАМа и Транссиба и эти инвестиции одобрены экспертными комиссиями правительства, говорит представитель госкомпании. «Россети» уже проводят независимую экспертизу своих проектов, отмечает их представитель. Его коллега из «Русгидро» не смог дать комментарий вчера вечером. Еще в марте было отдельное распоряжение об аудите проектов «Автодора», напоминает человек, близкий к госкомпании.

Сейчас решения общественных советов при ведомствах не имеют никакой силы, если же у них появятся реальные полномочия, интерес к ним резко возрастет, прогнозирует координатор проекта «Роспил» Константин Калмыков. Если бы механизм уже работал, удалось бы заблокировать инвестиции в строительство моста на о. Русский (цена — 34 млрд руб.), полагает руководитель общественного совета при Росавтодоре Олег Скворцов: слишком нескоро он окупится. Но есть и риски: общественные советы, состоящие из непрофессионалов, могут срывать хорошие проекты, предупреждает Скворцов: «Из 30 человек в совете при Росавтодоре всего три специалиста, остальные — журналисты и общественники, все совещания — популизм и демагогия». Для вновь формируемых советов будут новые критерии отбора их членов, рассказывает Абызов: «Появится требование — возможность компетентно оценивать инвестпроекты». Фильтр необходим, но не по формальному признаку, рассуждает Калмыков: «Не должно быть таких критериев, как срок жизни организаций, — “Роспил” существует лишь пару лет».

Обсуждение не должно слишком затягивать процесс — нельзя тормозить проекты, замечает федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. Новый порядок может отпугнуть соинвесторов, опасается менеджер фонда прямых инвестиций (соинвестировал с РФПИ и «Роснано»): «Крупные иностранные фонды не хотят публичности — она удлиняет сроки и повышает риски срыва проекта». В советах могут появиться люди, заинтересованные в том, чтобы проект был заблокирован, предупреждает чиновник экономического ведомства, но иногда прозрачность важнее эффективности.

Дополнительный контроль может снизить сметы и повысить ответственность менеджмента, но нужна политическая воля, заключает партнер KPMG Алексей Колосов: «Иначе на практике ничего не заработает, а правительство будет искать предлог отклонить мнение экспертов».

Ведомости

Поделитесь