Эксперты туриндустрии не поддерживают изменения в отраслевой закон

В связи с внесением в Государственную Думу на рассмотрение в первом чтении законопроекта №503213-7 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ), Комиссии РСПП по туристской индустрии, Правового комитета Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ», Российской гостиничной ассоциации (РГА), представители крупнейших туроператоров в сфере выездного туризма - «Библио Глобус», «Coral Travel», «ANEX Tour», «TUI», и другие дали свои заключения по вышеуказанному законопроекту, которые направлены в Правительство РФ, Совет Федерации, Государственную Думу.

Предлагаемые механизмы с предоставлением документов, подтверждающих непосредственную оплату туроператором гостиницы или иного средства размещения, не позднее 24 часов с момента передачи туроператору туристом или иным заказчиком денежных средств на практике нереализуемы по целому ряду причин.

Туроператорская деятельность по организации исполнения туристского продукта подчиняется контрактам с иностранными поставщиками услуг, при этом формы сотрудничества с иностранными компаниями многообразны и предусматривают различные способы оплаты бронирований, в том числе по факту проживания туриста в отеле, посредством внесения депозитов, фьючерсов, комитментов и прочих видов специальных сделок, так как для формирования продукта используется широкий спектр технологических цепочек действий и сделок.

Оплата услуг привлеченных туроператором соисполнителей осуществляется не только в средства проживания, но и в принимающие компании, которые взаимодействуют с собственными поставщиками - управляющими компаниями холдингов отелей, системами бронирований, консолидаторам бронирований и прочими видам субъектов, которые занимаются организацией бронирования средств проживания. Необходимо учитывать практическую невозможность для туроператора в системном режиме предоставлять каждому потребителю доказательства оплаты гостиницы, так как потребуются документы третьих лиц, которые не обязаны их представлять в силу местных законов или условий контрактов.

Договоры, заключаемые с иностранными принципалами, обязаны соответствовать не только российскому законодательству, но и международным нормам.

Поставщики услуг (отели) часто устанавливают жесткие условия сотрудничества. Например, оплата установленного минимума продаж (количества номеров) до начала сезона, что не дает возможность туроператору представить документ об оплате проживания на конкретного туриста.

Туроператор для подтверждения факта оплаты перед потребителем, должен будет предъявить контракты, сводные инвойсы, заявления на валютные переводы, которые относятся не к конкретному субъекту (туристу), а ко всем потребителям услуг туроператора в определенном временном интервале, что невозможно в силу необходимости защиты персональных данных и положений о конфиденциальности.

Текущий отраслевой закон содержит информацию о тех документах, которые выдает туроператор потребителю (ваучер, авиабилет, страховка), и данный комплект документов является достаточным подтверждением обязанности туроператора и его контрагентов исполнить обязательства по туристскому продукту.

Документом, подтверждающим оплату услуг, на сегодняшний день может являться платежное поручение, заверенное печатью банка, проводившего транзакцию. В законе уже указана возможность подтверждать оплату услуг ваучером, который как раз и является документом для подтверждения права клиента воспользоваться оплаченной услугой. Предоставлять же клиенту платежное поручение на сумму транзакций туроператора гостинице невозможно, и никак не защищает клиента, т.к. суммы обезличены.

Срок «в течение 24 часов» представляется нереализуемым еще и потому, что разница во времени между регионами даже нашей страны, а тем более мира, не позволят забронировать, получить подтверждение, произвести оплату, получить подтверждение оплаты даже для одного туриста.

Пояснительная записка, приложенная к проекту, и приведенные в ней примеры не могут обосновывать целей законопроекта, так как отсутствует информация о наличии неудовлетворенных претензий потребителей и невозможности получения удовлетворения ими в судебном порядке или в порядке обращения к страховой компании, предоставившей финансовое обеспечение туроператору.

Приведенные примеры в отношении ряда туроператоров не могут быть отнесены к проблемным вопросам в принципе, так как прекращение туроператорской деятельности в сфере выездного туризма происходило в связи с перепрофилированием компаний на внутренний и въездной туризм или по иным причинам, в том числе и без какого-либо ущерба для потребителей.

Наличие потребительских конфликтов свидетельствуют о неисполнении действующего законодательства, и предлагаемые изменения не защитят от его нарушения.

Предлагаемые законодательные поправки, в том числе и по штрафным санкциям в отношении туроператоров, внесены без достаточной проработки с профессиональным сообществом, являются необоснованным сдерживающим фактором для их деятельности и в то же время не позволяют достичь главной цели вносимых поправок - защита туриста от недобросовестных участников рынка туристических услуг.

Ранее отрицательные заключения по данному законопроекту дали Комиссия РСПП по туристской индустрии (председатель - С.П.Шпилько) и Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма. 

Поделитесь