ФАС и крупный бизнес кардинально разошлись в подходах к защите конкуренции

© Пресс-служба РСПП

Глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев приехал вчера в гости к Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП), чтобы попытаться убедить бизнесменов в необходимости принятия четвертого антимонопольного пакета. Безуспешно: долгое и сложное обсуждение не сблизило «концептуально разные позиции», поделились своими впечатлениями по итогам встречи несколько ее участников.

Правительство трижды отклоняло очередные поправки в закон «О защите конкуренции». В начале октября они были внесены в Белый дом в четвертый раз. Фактически они представляют собой наиболее спорные нормы, которые не вошли в третий антимонопольный пакет, вступивший в силу в 2012 году. Поправки ФАС вызвали претензии Минфина и Минэкономразвития и получили 96 отрицательных отзывов по оценке регулирующего воздействия.

Как Игорь Артемьев ни пытался убедить бизнесменов, что все не так трагично, как ни объяснял либерализационный характер поправок, ему это не удалось. «Не убедил», — сказал по окончании встречи один из членов РСПП. По его словам, каждая сторона осталась при своем мнении, и компромисс невозможен: уж слишком разные позиции.

Ко вчерашней контратаке предприниматели готовились давно. Встреча с ФАС должна была состояться неделей ранее, и комитет по развитию конкуренции РСПП успел детально проанализировать последствия новых поправок (соответствующие материалы есть в распоряжении РБК daily). Согласно оценке экспертов организации, принятие четвертого антимонопольного пакета нанесет сокрушительный удар по отечественной экономике: убьет инновации, в разы увеличит коррупцию, даст преференции монополистам, окончательно задавит малый бизнес, но самое страшное ― на рынке появится мегарегулятор бизнеса в лице ФАС. Кроме того, в четвертом пакете проигнорированы предложения предпринимателей, ОЭСР и даже прямые июльские поручения премьера Дмитрия Медведева. В частности, поправки не учитывают четыре из восьми пунктов «дорожной карты» АСИ по развитию конкуренции, шесть из семи рекомендаций ОЭСР и десять из 11 поручений главы кабмина, включая отмену пресловутого «реестра монополистов», который был введен в начале 1990-х и сейчас на 65% состоит из малых и средних предприятий, а на 15% ― из ликвидированных компаний.

РСПП привел примеры наиболее «злостных» монополистов из этого реестра. Среди них ― предоставляющий банные услуги ИП Бодраков и его ООО «С легким паром», приморская фотомастерская «Луч» и даже астраханский «Центржилкомхоз», осуществляющий эксплуатацию скотомогильника. Зато в реестре нет всероссийских или хотя бы локальных монополистов из реестра ФСТ, возмущены в РСПП.

Руководитель корпоративной практики юрфирмы Sameta Ольга Снирцева уверена, что технических барьеров для отмены реестра нет. «Нужна адекватная замена реестру либо разработка новых, объективных критериев включения в него, — предлагает она. — Конечно, на сегодня он устарел, но говорить, что он причина всех бед малого бизнеса, нель¬зя». Эксперты организации проанализировали и другие предложения ФАС. По их оценке, обязательное согласование с ведомством соглашений о совместной деятельности ограничит конкуренцию, ведь в отличие от слияний новые СП способствуют конкуренции. Сыграют на руку монополистам и предложенные ФАС правила недискриминационного доступа к продукции компаний, занимающих на рынке доминирующее положение. Кроме того, в РСПП считают коррупциогенной идею ввести регулирование всех сделок экономической концентрации и дел о злоупотреблении доминирующим положением: под него ежегодно будут подпадать 7 тыс. компаний. Раскритиковали в организации Александра Шохина и предложение объявлять картелями соглашения между продавцами и покупателями.
РСПП также осудил тенденцию последних лет возбуждать антимонопольные дела против малого бизнеса. В материалах союза рассказывается о скромном белгородском магазине экономкласса «Свежачок», который был обвинен в картельном сговоре со своим поставщиком-ИП, и о костромском таксисте, оштрафованном за «оскорбление хлеба» (разместил рекламу: «Если в слове «хлеб» сделать пять ошибок, то получится слово «такси»). В РСПП уверены, что ФАС следует сосредоточить свое внимание на значительно более крупных организациях.

Вместо четвертого пакета, который только усугубит положение дел, необходима программа сокращения давления на бизнес в десять раз ― такова резолюция профильного комитета РСПП. Число дел, возбуждаемых ведомством, также должно сократиться в десять раз.

Впрочем, бизнес говорит об этом ведомству Игоря Артемьева уже давно. Свои претензии до РСПП уже предъявляли «Деловая Россия» и Национальный союз защиты прав потребителей. Пока ФАС сделала всего одну уступку: Игорь Артемьев согласился отложить дату вступления поправок в силу до 1 июля 2014 года.

Но есть у его инициатив и союзники среди бизнеса. Глава «ОПОРА России» Александр Бречалов считает, что четвертый пакет не окажет негативного влияния на малый и средний бизнес (МСБ). «Напротив, эти поправки несут в себе инструментарий, позволяющий малому бизнесу успешно держаться на плаву, когда рядом действуют крупные компании», — сказал он РБК daily. К таким инструментам он относит, например, полный отказ от уведомлений о сделках слияний и поглощений для МСБ.

На встрече Игорь Артемьев договорился с бизнесом создать совместную рабочую группу для доработки поправок. Но сблизить точки зрения обеих сторон почти невозможно, скептичен другой источник РБК daily, близкий к ходу переговоров. «ФАС заняла довольно жесткую позицию и остается на ней», — знает он. Через несколько недель должна пройти еще одна, решающая встреча, после чего закон вместе с замечаниями бизнеса еще раз рассмотрят в правительстве.

РБК daily

Поделитесь