ФНС пытается расширить контроль за ценами сделок

О попытках ФНС расширить контроль за ценами сделок рассказали налоговые менеджеры компаний, юристы и сотрудники налоговых органов.

Когда в 2012 г. вводился новый механизм контроля за трансфертными ценами, ожидалось, что ФНС будет проверять узкий круг контролируемых сделок, прямо перечисленных в Налоговом кодексе, вспоминает чиновник, участвовавший в его разработке: с офшорами, с биржевыми товарами, между аффилированными компаниями (см. врез). И заниматься этими сложными операциями будут не инспекции, а специально созданное в центральном аппарате ФНС подразделение, говорит партнер Deloitte Дмитрий Кулаков. Налоговый спецназ — называли его тогда чиновники. До реформы налоговики были готовы проверять рыночность цен даже двух палаток, вспоминает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин.

Теперь Минфин и ФНС восстанавливают прежний подход. «Местные инспекции часто приходят с запросом о ценах, мы отказываем им, называя это беспределом, а они — расширенным толкованием закона», — рассказывает налоговый менеджер иностранной компании. Налоговики ссылаются на письмо ФНС, но не показывают его, продолжает он. Существование такого письма подтверждает сотрудник налоговой службы, оно, по сути, повторяет письмо Минфина.

Налоговый кодекс разрешает проверить рыночность цен любых сделок, если удастся выявить манипулирование ценами или доказать необоснованную налоговую выгоду, следует из письма Минфина. ФНС учитывает критерии, выработанные Минфином, говорит представитель службы. Представитель министерства от комментариев отказался.

Контролируемые сделки, перечисленные в Налоговом кодексе, — это операции, по которым компании должны направлять уведомления в ФНС, отдельно отчитываться по ним, говорит сотрудник налоговых органов. А проверить можно цены любых сделок, настаивает он: запрета на это в кодексе нет. Нерыночные цены могут приводить к необоснованной налоговой выгоде, объясняет он.

Если сделка не относится к перечню контролируемых, то налоговики не имеют права проверять рыночность цен, настаивает Щекин. В определенных случаях (например, реализация недвижимости между взаимозависимыми лицами) налоговики при проверке компании вправе проверить и рыночность цен, считает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Налоговики пытаются найти аффилированность сторон сделки, чтобы перевести ее в разряд контролируемых, но, случается, просто заявляют об искусственном росте цен — это злоупотребление, рассуждает он. Инспекторы пользуются лазейкой в законе, говорит налоговый менеджер компании. Теперь надо готовиться к тому, что каждая взаимозависимая сделка может быть признана контролируемой, предупреждает Кулаков: налоговики придут и потребуют доказать рыночность цен по ней.

Такая практика может привести к произволу, беспокоится партнер Deloitte Сергей Воропаев, контроль цен должен быть четко ограничен ценовыми и иными критериями, это мировая практика. Это не контроль за ценами, а метод расчета налоговой выгоды, возражает чиновник ФНС.

Ранее суды были на стороне компаний, говорят юристы. Но уже появились решения и в пользу ФНС, отмечает партнер «Щекин и партнеры» Елена Богданова: судьи ссылались на аффилированность компаний, называли расходы необоснованно завышенными, что привело к снижению прибыли и налогов. Судьи рассматривали нерыночность цен как подтверждение необоснованной налоговой выгоды. Но чаще судьи принимают сторону компаний, ссылаясь на то, что сделки не относятся к контролируемым.

Отсутствие формальных признаков аффилированности не означает, что нельзя поставить под сомнение рыночность цен, настаивает чиновник ФНС. Налогоплательщики умышленно смещали акцент с факта доказывания необоснованной налоговой выгоды на факт проверки цен, уверен он: «Это де-факто ограничивает налоговые органы в праве проводить мероприятия налогового контроля». Надежда ФНС, по его словам, в том, что немногие дела дошли до кассации, судебная практика еще не сформировалась.

Жалуется бизнес и на то, что инспекции запрашивают материалы даже о контролируемых сделках (из перечня в Налоговом кодексе). Хотя такой проверкой может заниматься только специальное подразделение ФНС, сетует налоговый менеджер крупной компании. Инспекторы ссылаются на закрытое письмо ФНС, рассказывает он, и говорят, что проверяют, соответствуют ли действительности данные, которые компании указали в своих уведомлениях о контролируемых сделках, поданных в ФНС. Налоговики запрашивают такую информацию во время выездных проверок или требуют принести материалы на свои комиссии: их проводят раз в квартал, добавляет другой налоговый менеджер. Один раз комиссия была полностью посвящена трансфертным ценам, никто этого не скрывал, вспоминает он.

Никогда ФНС не давала установки местным инспекциям проверять цены контролируемых сделок, в письмах этого нет, утверждает сотрудник ФНС, факты злоупотребления возможны, но жалоб от компаний ФНС не получала. Проводить комиссии инспекциям разрешено, но не по трансфертному ценообразованию, указывает чиновник. Проблема в том, что письма ФНС компаниям не показывают, сетует налоговый менеджер, а отказать инспекторам трудно: «Они предупреждают, что запишут об отказе в акте проверки».

Ведомости

Читайте также:

С 2015 года крупный бизнес сможет снижать риски налоговых проверок и доначислений

Налоговики придумали, как наказывать налоговых уклонистов 

Поделитесь