Формирование образовательных стандартов в сфере ГЧП возможно только на основе отечественных практик

©

Принятие федерального закона об основах ГЧП создаст механизм новой конкурсной процедуры, в соответствии с которой государство будет покупать услуги, оказанные частным бизнесом. Чтобы привлечь бизнес в те сферы, которые традиционно финансировало государство, нужно говорить с ним на одном языке. Поэтому бизнес надеется, что закон станет важным шагом в налаживании взаимоотношений с государством. Однако сейчас государство не может грамотно пригласить бизнес в тот или иной проект или даже составить техническое задание, таких компетенций у него пока нет.

Государство старается в первую очередь привлечь бизнес в те проекты, которые традиционно финансировались из госбюджета. Однако подобная инициатива для многих регионов отзывается настоящей головной болью. Не секрет, что местные власти и так с трудом справляются со своими текущими обязанностями, а в этом случае у них появляется дополнительная нагрузка. Например, привлечь инвестиции на модернизацию котельных местные власти пока не в состоянии. Корень проблемы кроется в отсутствии квалифицированных кадров, которые должны реализовывать подобные проекты.

"Если бы в региональных администрациях было хотя бы 3-4 штатных человека, которые занимались исключительно инвестициями, то многие проекты получили бы финансирование от бизнеса", - считает председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.

Конечно, местные власти могут привлекать независимых консультантов под конкретные проекты, но такие услуги недешевы, и многие регионы не могут себе такого позволить. Единственный выход - растить собственные кадры. Сейчас образование в ГЧП как никогда востребовано. Некоторые регионы своими силами организуют центры ГЧП, в которых проводятся обучающие программы.

"Спрос на ГЧП-специалистов постоянно растет, - уверен доцент кафедры экономической политики и ГЧП МГИМО (У) МИД России Николай Студеникин. - Запрос на таких специалистов исходит в первую очередь от регионов. Им нужны специалисты широкого спектра, которые будут разбираться не только непосредственно в вопросах ГЧП, но и в нормативно-правовой базе, будут понимать в финансовых схемах".

Для муниципалитетов и бизнеса нужны разные ГЧП-специалисты, так как решаемый круг задач у этих сторон отличается.

Однако для муниципалитетов и бизнеса нужны разные ГЧП-специалисты, так как решаемый круг задач у этих сторон отличается. Современная тенденция такова, что начинают появляться специализации в ГЧП-образовании.

Несмотря на то что спрос на ГЧП-специалистов растет, предложение не увеличивается. По-прежнему в дефиците как образовательные учреждения, так и преподаватели. "Мы пытаемся найти тех людей, которые могут обобщить свой опыт в реализации ГЧП-проектов в лекции, - говорит Николай Студеникин. - Пока есть те, кто может рассказать десяток интересных кейсов, но теоретиков среди них практически нет. В основном это практики, юристы, консультанты, а квалифицированных преподавателей нет".

Эксперты надеются, что ситуация скоро изменится в лучшую сторону, так как с каждым годом растет интерес к ГЧП у магистров и аспирантов. Они публикуют научные работы по этой теме, что теоретически может вылиться в образовательные программы по ГЧП.

Но если в России образование в ГЧП еще только формируется, то на Западе этот этап давно пройден. Помимо непосредственно самих образовательных учреждений, например, в Европе существует Международный институт сертификации специалистов в сфере ГЧП, который занимается приведением к единому образцу всех образовательных программ. Кроме того, он проводит краткосрочные тренинги для преподавателей. Институт Всемирного банка также занимается вопросами ГЧП. Его основная задача - разъяснять методологию и принципы ГЧП. В США существует Национальный совет по ГЧП, разрабатывающий образовательные стандарты, а также систематизирующий лучшие практики в сфере ГЧП.

"Не стоит изобретать велосипед, лучше перенять зарубежный опыт и внедрить уже существующие образовательные стандарты", - уверен исполнительный директор Центра развития ГЧП Олег Шагако. Однако не все эксперты согласны с подобным подходом. "Использовать зарубежный опыт частично можно, но не более того, - считает Николай Студеникин. - Специфика российского законодательства и в целом наша среда такова, что зарубежный опыт не решит всех проблем. Нам нужны собственные образовательные центры и программы. Мы должны выработать необходимые образовательные стандарты в сфере ГЧП на основе отечественных практик, другого варианта у нас просто нет".

Российская газета

Поделитесь