Главное событие 2014 года и в нефтяной, и в налоговой сфере — налоговый маневр

В 2011 г. правительство решило с 2015 г. повысить экспортные пошлины на темные нефтепродукты до 100% от нефтяной, чтобы сделать невыгодным их экспорт и стимулировать модернизацию нефтепереработки. Но быстро стало понятно, что нефтяники ничего модернизировать до 2015 г. не успеют.

Тогда Минфин придумал налоговый маневр: пошлины и акцизы снижались, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) рос. Сначала Минфин хотел провести маневр за два года, потом договорился с отраслью о трех годах.

В 2014 г. Минфину нужно было решить заодно еще задачу. Белоруссия заявила, что вступит в ЕАЭС, только если ей не придется компенсировать России пошлину на нефтепродукты из российской нефти. Минфин предложил Белоруссии отдавать России половину пошлины, имея в виду, что после налогового маневра она снижается и перестает быть такой важной для бюджета, а белорусские НПЗ заплатят за нефть с выросшим НДПИ.

Несогласный оказался только один — президент «Роснефти» Игорь Сечин: он требовал маневр отменить, а пошлину на мазут не повышать. Минфин стал предлагать варианты, но понимания не находил. В начале августа президент России Владимир Путин собрал министров и сказал, что договорился с президентом «Роснефти», рассказывали три федеральных чиновника: Сечину пришлось смириться с маневром.

Минфин пожалел нефтяников: маржа НПЗ снижается в 2 раза. Маржа в $20-30 с тонны соответствует рентабельности западных НПЗ, знает чиновник Минэнерго.

Маневр менялся еще не раз — вылезали все новые эффекты, увеличивавшие потери бюджета. Из-за сильного снижения акцизов страдали региональные дорожные фонды — направили в них акцизы из федерального; страдала нефтехимия, авиакеросин — ввели для них отрицательные акцизы на 60 млрд руб.; Белоруссии пришлось разрешить не отдавать России пошлины.

А в конце августа Минфин выяснил, что допустил ошибку в расчетах и потери бюджета окажутся не 190 млрд, а 240 млрд руб. Тогда чиновники в обход нефтяников внесли в правительство законопроект, в котором ставки НДПИ и акцизов оказались выше тех, на которые согласился Сечин. Нефтяники возмутились — правительство обещало нагрузку больше не повышать. Но ко второму чтению в Госдуме в закон все-таки внесло поправки и подняло акциз на рубль; потери бюджета вернулись к 190 млрд руб. Сечин был недоволен, но президент закон в ноябре подписал.

И тут стала дешеветь нефть — и эффект от маневра стал отрицательным для отрасли. При цене барреля ниже $72,4 нагрузка на добычу по закону о маневре становится выше на несколько центов за баррель, чем при действующей системе, объясняет эксперт Энергетического центра Сергей Ежов.

Куда хуже эффект для нефтепереработки: при цене барреля в $70 средняя маржа из-за маневра снизится до тех же $2,3, что получались при повышении пошлины на темные нефтепродукты до 100% нефтяной, подсчитывает Ежов, — нефтяники считают это шоком.

Чиновник Минфина уверяет, что правительство просчитывало разные варианты: и $100, и $80, и $60. Намного ситуация в нефтяной отрасли не ухудшится; бюджетные потери если и увеличатся, то на единицы процентов, уверяет чиновник. Другой чиновник говорит, что по маневру при падении цены на нефть нефтедобытчикам придется больше делиться с бюджетом.

Поделитесь