Госдума определит предел добросовестности
27 мая 2014 00:00:00

Злоупотребление правом предложено кодифицировать.

В Налоговом кодексе (НК) может появиться статья, законодательно закрепляющая используемую арбитражной практикой норму о злоупотреблении правом налогоплательщика — оно трактуется как действия и сделки, ставящие своей главной целью сокращение налогов или получение незаконных вычетов. Поддерживаемый Федеральной налоговой службой автор законопроекта депутат Госдумы Андрей Макаров уверен, что новации ударят лишь по фирмам-однодневкам и не затронут добросовестных налогоплательщиков. Последним предназначена и другая инициатива депутата — о закреплении в НК практики так называемого горизонтального мониторинга: заключения соглашений между налоговиками и крупными компаниями.

Первый из внесенных законопроектов вводит в НК новую статью 21.1 ("Пределы осуществления прав и исполнения обязанностей в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах"). Она предложена в развитие постановления пленума Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ от 2006 года N53 о так называемой налоговой выгоде. ВАС тогда решил, что само по себе получение такой выгоды вовсе не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. Налоговая выгода законна, если фискальный орган не смог доказать, что представленные в ее обоснование документы неполны, недостоверны или противоречивы. Однако, поясняет глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, на практике налоговики в судебных спорах нередко применяют оценочные категории вроде экономической обоснованности, что позволяет им доначислять налоги в том числе и вполне белым компаниям. С другой стороны, существует проблема агрессивной оптимизации, когда неуплата налогов возникает в результате формально правомерных действий.

Поэтому депутат и предлагает ввести в НК принцип добросовестности налогоплательщика (определено как надлежащее исполнение обязанностей при отсутствии доказанных фактов злоупотребления правом) и понятие "злоупотребление правом" (действия и сделки, направленные прежде всего на сокращение налогов и неправомерное возмещение). Проектом установлено, что в случае выявления факта злоупотребления правом налоговики смогут пересчитать организации налоги, отказать в признании расходов и применении вычетов. Андрей Макаров уверен, что новация ударит лишь по фирмам-однодневкам, "нормальные" налогоплательщики не пострадают. В Федеральной налоговой службе (ФНС) "Ъ" сообщили, что поддерживают законопроект.

Глава юридического департамента АКГ "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев отмечает, что проект закрепляет подход, уже используемый арбитражной практикой, и это шаг вперед с точки зрения юридической техники. Глава аналитического департамента "Пепеляев Групп" Вадим Зарипов говорит, что, хотя законопроект и кодифицирует уже применяемые нормы, он нуждается в доработке. Ведь речь в нем идет о вторжении в хозяйственный оборот, дискреции (личном усмотрении) предпринимателя и праве правоприменителей на толкование.

Второй законопроект Андрея Макарова предлагает закрепить в НК практику так называемого горизонтального мониторинга — заключения соглашений об информационном взаимодействии между налоговиками и крупными налогоплательщиками. Эта новая для мировой практики альтернатива выездным проверкам впервые была опробована в Голландии и сейчас, в частности, работает в США и Великобритании. В РФ в качестве эксперимента идея реализуется с конца 2012 года — тогда ФНС подписала соглашения с "Интер РАО", "РусГидро", МТС и EY. В марте 2013 года к этой "четверке" присоединилась "Северсталь". Компании открыли налоговикам полный доступ к своей налоговой и бухгалтерской отчетности, а взамен получили защиту от внезапных фискальных претензий.

Депутатский законопроект вводит в НК новый защитный механизм — "мотивированное мнение налогового органа о неопределенной правовой позиции". Такие разъяснения сложных случаев компании-подписанты будут получать как по запросу, так и по инициативе налоговиков. Поскольку охватить всех налогоплательщиков онлайн-контролем ФНС физически не сможет, круг потенциальных подписантов соглашений ограничен крупными компаниями. Для их заключения сумма уплаченных организацией федеральных налогов за год должна превысить 500 млн руб., доходы — 5 млрд руб., стоимость активов — 10 млрд руб.

ФНС поддерживает и эту инициативу депутата. В службе эксперимент с пятью пробными соглашениями назвали успешным. Партнер участвовавшей в эксперименте компании EY Иван Родионов также говорит о его эффективности. По его словам, в результате такого взаимодействия с ФНС выездные проверки в компании в последний год вообще не проводились, а объем запрашиваемой информации по камеральным проверкам сократился примерно на 25%.

Коммерсант

Поделитесь